ЕВЛО́ГИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕВЛО́ГИЙ (в миру Василий Семёнович Георгиевский) [10(22).4.1868, с. Сомово Одоевского у. Тульской губ. – 8.8.1946, Париж], митрополит Волынский и Житомирский, управляющий рус. православными приходами Зап. Европы, политич. и обществ. деятель.
Происходил из семьи протоиерея Симеона Георгиевского. В 1882 окончил Белёвское духовное училище, в 1888 – Тульскую духовную семинарию, в 1892 – Московскую духовную академию. В дек. 1894 назначен преподавателем Тульской духовной семинарии. В 1895 по благословению Иоанна Кронштадтского пострижен в монашество архимандритом (впоследствии митрополитом) Антонием (Храповицким); рукоположен во иеромонаха и определён на должность инспектора Владимирской духовной семинарии. В 1897 назначен ректором Холмской духовной семинарии, возведён в сан архимандрита. С должностью ректора совмещал должность благочинного женских монастырей Холмской епархии. В янв. 1903 хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. С 1905 еп. Холмский и Люблинский. Член Гос. думы 2-го и 3-го созывов, примыкал к умеренно правому крылу. В Гос. думе 3-го созыва пред. вероисповедной комиссии. В мае 1912 возведён в сан архиепископа. С мая 1914 архиеп. Волынский и Житомирский. После начала Первой мировой войны в 1914–16 управлял православными приходами на территориях, занятых рос. войсками. Участник Поместного собора 1917–18 Рос. православной церкви, где выступал за восстановление патриаршества. По окончании 1-й сессии собора выехал на Украину (дек. 1917), где противостоял автокефалистским течениям. В дек. 1918 арестован в Киево-Печерской лавре петлюровцами и передан в распоряжение польск. властей, находился под арестом в униатском базилианском монастыре в г. Бучач (ныне Тернопольская обл. Украины). В июне 1919 перевезён во Львов, в авг. 1919 освобождён при посредничестве митр. Андрея (Шептицкого), в сент. 1919 прибыл в Новороссийск, занятый Добровольческой армией ген. А. И. Деникина. До янв. 1920 находился в Екатеринодаре, Старочеркасске, Ростове-на-Дону, участвовал в работе Высшего церковного управления Юга России. В янв. 1920 покинул Россию, проживал в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, с 1921 – в Берлине, с 1923 – в Париже. В июле 1920 в составе серб. делегации принял участие в работе Всемирной конференции представителей христианских церквей в Женеве, где выступил в защиту гонимой рус. Церкви. В том же году в письме на имя митр. Антония (Храповицкого) предложил сохранить церковные структуры в эмиграции. В окт. 1920 Высшим врем. рус. церковным управлением назначен управляющим рус. православными приходами в Зап. Европе на правах епархиального архиерея. В апр. 1921 назначение было подтверждено патриархом Тихоном (Белавиным). В 1921 принял участие в созванном по благословению патриарха Сербского Димитрия Всезарубежном совещании (переименовало себя в Рус. всезаграничный церковный собор). Одним из гл. вопросов, разбиравшихся на соборе, был вопрос о восстановлении в России монарха из дома Романовых. Будучи искренним монархистом, Е. тем не менее выступил против данной формулировки, считая, что указание на династию носит не церковный, а политич. характер. В 1922 патриарх Тихон возвёл Е. в сан митрополита (январь) и передал ему власть над рус. православными приходами Зап. Европы (май), одновременно упразднив Высшее церковное управления за границей. Ему же было поручено составить проект нового управления зарубежными приходами. В 1923 на Архиерейском соборе Рус. православной церкви за границей (РПЦЗ) Е. представил свой проект её дальнейшего управления, в котором было предложено передать решение об управлении РПЦЗ Всеправославному собору под председательством патриарха Константинопольского, а до его созыва учредить автономные округа в Америке, Зап. Европе, на Балканах и на Дальнем Востоке. Постоянным органом управления РПЦЗ, по мысли Е., должен был стать ежегодный Архиерейский собор под председательством митр. Антония (Храповицкого).
В последующие годы отношения между Архиерейским синодом и Е. ухудшались. В 1926 Е. присутствовал на Архиерейском соборе РПЦЗ, где намечалось упразднить автономию Зап.-Европ. митрополии, однако покинул собор до вынесения решения и заявил, что не признаёт полномочий Архиерейского синода РПЦЗ. В янв. 1927 Е. был запрещён в священнослужении Архиерейским синодом РПЦЗ. Это, однако, не было признано ни Моск. патриархией, ни целым рядом др. поместных церквей.
В июле 1927 последовал указ заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), в соответствии с которым Е. как управляющему рус. Церквами в Зап. Европе предписывалось дать письм. обязательство лояльности сов. правительству. Е. согласился на это, оговорив, что залогом лояльности должна стать аполитичность Церкви. В мае 1928 митр. Сергий и Врем. Священный Синод подтвердили право митр. Е. возглавлять приходы рус. Церкви в Зап. Европе. Все определения Архиерейского синода РПЦЗ, направленные против Е., были признаны не имеющими канонич. силы. Летом 1930 в Лондоне Е. принял участие в экуменич. молитве за страждущую рус. Церковь. В июле 1930 последовал указ митр. Сергия об увольнении Е. от управления рус. Церковью в Зап. Европе.
В февр. 1931 Е. вместе со своими приходами в Зап. Европе перешёл в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Грамотой патриарха Константинопольского Фотия II от февр. 1931 Е. был назначен экзархом рус. церквей Зап. Европы Константинопольского патриархата. Рассматривал отношения подчинённых ему приходов с патриархом Константинопольским как временные, «впредь до восстановления свободной связи с Матерью Русской Церковью».
В годы 2-й мировой войны Е. оставался в Париже, оккупированном фашистской Германией, подвергался допросам. Переживая разделение с рус. Церковью, Е. делал всё возможное для восстановления канонич. единства с ней. После офиц. воссоединения рус. православных приходов Зап. Европы с РПЦ (сент. 1945) Е. – экзарх зап.-европ. приходов в составе Моск. патриархата. В нояб. 1945 патриарх Алексий I направил телеграмму патриарху Константинопольскому Вениамину с просьбой благословить митр. Е. и его паству на воссоединение с РПЦ, однако ответа не последовало вплоть до его кончины.
В нач. 1920-х гг. Е. выступил инициатором создания в Париже Православного Свято-Сергиевского богословского института (официально открыт в апр. 1926), ставшего крупнейшей богословской школой рус. зарубежья, а также науч. центром мирового значения. В ин-те преподавали такие учёные, как еп. Кассиан (Безобразов), архим. Киприан (Керн), протопресвитер Николай Афанасьев, прот. Василий Зеньковский, С. Н. Булгаков, прот. Георгий Флоровский, А. В. Карташёв, Б. П. Вышеславцев, В. Н. Ильин, Г. П. Федотов, В. В. Вейдле, К. В. Мочульский, Л. А. Зандер, П. Е. Ковалевский, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк и др. Е. принадлежит заслуга создания целого ряда «малых» церквей в районе проживания рус. беженцев, восстановления дореволюционных и устроения новых православных храмов в Зап. Европе. Он тесно сотрудничал с Рус. студенч. христианским движением, деятельность которого связывал с объединением рус. эмигрантской молодёжи вокруг Церкви.
Погребён в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в склепе ц. Успения Божией Матери.