Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УИ́ССЛЕР КЛАРК ДЕЙВИД

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 722

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. М. Бондаренко

УИ́ССЛЕР (Wissler) Кларк Дей­вид (18.9.1870, Кемб­ридж-Си­ти, штат Ин­диа­на – 25.8.1947, Нью-Йорк), амер. ан­тро­по­лог. Окон­чил Ун-т Ин­диа­ны по кур­су пси­хо­ло­гии (1899) и про­дол­жил за­ня­тия в Ко­лум­бий­ском ун-те (1901). Ра­бо­тал пре­по­да­ва­те­лем пси­хо­ло­гии в Ун-те шта­та Огайо (1897–99), ас­сис­тен­том (1899–1901) и пси­хо­ло­гом-ис­сле­до­ва­те­лем (1901–1903) в Ко­лум­бий­ском ун-те. Ан­тро­по­ло­ги­ей на­чал за­ни­мать­ся в 1902 под влия­ни­ем тру­дов Ф. У. Боа­са. В 1902–42 ра­бо­тал в Му­зее ес­теств. ис­то­рии в Нью-Йор­ке, где в 1905 сме­нил Боа­са на по­сту ку­ра­то­ра от­де­ла эт­но­ло­гии (с 1907 ан­тро­по­ло­гии); его дея­тель­ность спо­со­б­ст­во­ва­ла раз­ви­тию из­уче­ния ин­дей­ских куль­тур и му­зей­но­го де­ла. В 1902–05 вёл по­ле­вую ра­бо­ту сре­ди ин­дей­цев Вели­ких рав­нин – чер­но­но­гих, да­ко­та и гро-ван­тров. В 1903–09 пре­по­да­вал ан­тро­по­ло­гию в Ко­лум­бий­ском ун-те, в 1924–31 ра­бо­тал пси­хо­ло­гом-ис­сле­до­ва­те­лем, в 1931–40 проф. ан­тро­по­ло­гии в Йель­ском ун-те.

Осн. тео­ре­тич. вкла­дом У. ста­ла раз­ра­бот­ка куль­тур­ных ареа­лов тео­рии. Куль­тур­ным ареа­лом У. на­зы­вал гео­гра­фич. об­ласть, в пре­де­лах ко­то­рой куль­ту­ры об­ла­да­ют вы­ра­бо­тав­шим­ся вслед­ст­вие за­им­ст­во­ва­ний зна­чит. ко­ли­че­ст­вом схо­жих су­ще­ст­вен­ных черт в сце­п­лен­ных во­еди­но со­глас­но уни­каль­ной для ка­ж­дой куль­ту­ры «мо­де­ли» (pattern) «де­вя­ти ос­нов­ных ком­плек­сах че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти»: ма­те­ри­аль­но­го про­из-ва, ре­че­вом, ис­кус­ст­ва, ми­фо­ло­гии, ре­ли­гии, се­мей­ной жиз­ни, соб­ст­вен­но­сти, управ­ле­ния и во­ен­ном. Важ­ней­шим из них У. счи­тал пер­вый, в осо­бен­но­сти в том, что ка­са­лось до­бы­чи, пе­ре­ра­бот­ки и по­треб­ле­ния пи­щи. В каж­дом куль­тур­ном ареа­ле он вы­де­лял «куль­тур­ное яд­ро» – об­ще­ст­во, ко­то­рое, по его мне­нию, по­рож­да­ло наи­бо­лее слож­ные эле­мен­ты куль­ту­ры, от­ку­да они и рас­про­ст­ра­ня­лись по все­му ареа­лу. Боль­шое вни­ма­ние У. уде­лял соз­да­нию ме­то­до­ло­гич. и ме­то­дич. ба­зы для срав­не­ния куль­тур­ных ареа­лов, вне­дре­нию в ан­тро­по­ло­гию ма­те­ма­ти­ко-ста­ти­стич. ме­то­дов и т. д. У. дал оп­ре­де­ле­ние куль­ту­ры (комп­лекс обществ. норм, мо­де­лей по­ве­де­ния и идей, усваи­вае­мых в про­цес­се со­циа­ли­за­ции бла­го­да­ря уни­каль­ной врож­дён­ной спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка к ус­вое­нию и пе­ре­да­че куль­ту­ры), ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ное в ан­тро­по­ло­гии по­ны­не. Был сто­рон­ни­ком ев­ге­ни­ки и идеи о не­ра­вен­ст­ве рас.

Соч.: North American Indians of the plains. N. Y., 1912; Man and culture. N. Y., 1923; An introduction to social anthropology. N. Y., 1929; The American Indian. 3rd ed. N. Y., 1950; The relation of nature to man in aboriginal Ame­rica. N. Y., 1971; Indians of the United States: Four centuries of their history and culture. N. Y., 1989.

Лит.: Чес­нов Я. В. Тео­рия «куль­тур­ных об­лас­тей» в аме­ри­кан­ской эт­но­гра­фии // Кон­цеп­ции за­ру­беж­ной эт­но­ло­гии. М., 1976; Авер­кие­ва Ю. П. Ис­то­рия тео­ре­ти­че­ской мыс­ли в аме­ри­кан­ской эт­но­гра­фии. М., 1979; Freed S. A., Freed R. S. C. Wissler. Wash., 1992.

Вернуться к началу