Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕВГЕ́НИКА

  • рубрика

    Рубрика: Биология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 507-508

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Ижевская

ЕВГЕ́НИКА (от греч. εὐγενής, букв. – бла­го­род­ный; по­ро­ди­стый), уче­ние об улуч­ше­нии че­ло­ве­че­ско­го ро­да с по­мо­щью ис­кусств. от­бо­ра. По­пыт­ки из­ба­вить об­ще­ст­во от стра­даю­щих урод­ст­ва­ми или ущерб­ных ин­ди­ви­дов из­дав­на пред­при­ни­ма­лись мн. на­ро­да­ми. Наи­бо­лее из­вес­тен при­мер древ­ней Спар­ты, в ко­то­рой де­тей с от­кло­не­ния­ми от нор­мы сбра­сы­ва­ли в про­пасть. Разл. ре­цеп­ты фи­зич. и ду­хов­но­го усо­вер­шен­ст­во­ва­ния че­ло­ве­че­ст­ва пред­ла­га­ли мн. мыс­ли­те­ли (Пла­тон, Ари­сто­тель, Т. Мор, Т. Кам­па­нел­ла и др.).

Ста­нов­ле­ние Е. как уче­ния про­изо­шло во 2-й пол. 19 в., ко­гда Ф. Галь­тон впер­вые сфор­му­ли­ро­вал её осн. прин­ци­пы (тер­мин «Е.» пред­ло­жен им в 1883); в сво­ей ра­бо­те «На­след­ст­вен­ность та­лан­та и ха­рак­те­ра» он де­ла­ет вы­вод о том, что спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка в зна­чит. ме­ре за­ви­сят от на­след­ст­вен­но­сти, и пред­ла­га­ет идею улуч­ше­ния по­ро­ды че­ло­ве­ка пу­тём за­клю­че­ния под­хо­дя­щих бра­ков ме­ж­ду ода­рён­ны­ми людь­ми. Ин­те­рес к ев­ге­нич. иде­ям был осо­бен­но ве­лик в 1-й четв. 20 в.; в ря­де зап.-ев­роп. го­су­дарств и в США бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны ев­ге­нич. ла­бо­ра­то­рии и об­ще­ст­ва, уч­ре­ж­дён Меж­ду­на­род­ный ев­ге­нич. к-т. В 1920 в Мо­ск­ве бы­ло соз­да­но Рус. ев­ге­нич. об-во, пред­се­да­те­лем ко­то­ро­го стал Н. К. Коль­цов. В его дея­тель­но­сти при­ни­ма­ли так­же ак­тив­ное уча­стие отеч. био­ло­ги А. С. Се­реб­ров­ский, Ю. А. Фи­лип­чен­ко, В. В. Бу­нак, Т. И. Юдин, Н. В. Бо­го­яв­лен­ский, вра­чи А. Н. Аб­ри­ко­сов, Г. И. Рос­со­ли­мо, Д. Д. Плет­нёв.

По сте­пе­ни жё­ст­ко­сти ис­кусств. от­бо­ра раз­ли­ча­ют «по­зи­тив­ную» и «не­га­тив­ную» Е. По­след­няя пре­ду­смат­ри­ва­ет ог­ра­ни­че­ние де­то­род­ной функ­ции разл. групп лю­дей (ум­ст­вен­но от­ста­лых, пси­хи­че­ски боль­ных, ал­ко­го­ли­ков, пре­ступ­ни­ков) пу­тём доб­ро­воль­ной или на­силь­ст­вен­ной сте­ри­ли­за­ции с це­лью из­бав­ле­ния че­ло­ве­че­ст­ва от «гру­за» пло­хой на­след­ст­вен­но­сти. В Рос­сии ни­ко­гда не под­дер­жи­ва­лись идеи не­га­тив­ной Е., пре­сле­дую­щей про­ве­де­ние в жизнь за­ко­но­да­тель­но за­кре­п­лён­ных ев­ге­нич. ме­ро­прия­тий. Она по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние в США, Гер­ма­нии, Шве­ции, Нор­ве­гии (в 1920–1930-е гг.), где бы­ли при­ня­ты за­ко­ны о сте­ри­ли­за­ции, а в не­ко­то­рых стра­нах про­грам­мы не­га­тив­ной Е. под­дер­жи­ва­лись до 1970-х гг. В Гер­ма­нии с при­хо­дом к вла­сти на­цис­тов ев­ге­нич. ри­то­ри­ка ста­ла ис­поль­зо­вать­ся для обос­но­ва­ния по­ли­ти­ки ра­со­вой ги­гие­ны, ко­гда не­пол­но­цен­ны­ми объ­яв­ля­лись це­лые на­ро­ды, в пер­вую оче­редь ев­реи и цы­га­не. Это при­ве­ло к ис­треб­ле­нию мил­лио­нов лю­дей. Та­кая прак­ти­ка бы­ла осу­ж­де­на как бес­че­ло­веч­ная, а Е. ста­ла слу­жить сим­во­лом мра­ко­бе­сия. Цель «по­зи­тив­ной» Е. – улуч­ше­ние че­ло­ве­че­ско­го ро­да пу­тём под­бо­ра суп­ру­же­ских пар с при­зна­ка­ми, ко­то­рые мо­гут рас­смат­ри­вать­ся как цен­ные для об­ще­ст­ва. Од­на­ко на­уч­но обос­но­ван­ные кри­те­рии, по ко­то­рым мож­но бы­ло бы оп­ре­де­лять «улуч­шен­ную» по­ро­ду че­ло­ве­ка, от­сут­ст­ву­ют, а нрав­ст­вен­но-этич. про­бле­мы, ха­рак­тер­ные как для не­га­тив­ной, так и для по­зи­тив­ной Е., весь­ма ак­ту­аль­ны.

Во­зоб­нов­ле­ние ин­те­ре­са к ев­ге­нич. кон­цеп­ци­ям в кон. 20 в. свя­за­но с ус­пе­ха­ми ген­но-ин­же­нер­ных тех­но­ло­гий, раз­ра­бот­кой ме­то­дов кло­ни­ро­ва­ния мле­ко­пи­таю­щих и др. Их ис­поль­зо­ва­ние по­зво­ли­ло не толь­ко со­вер­шен­ст­во­вать про­фи­лак­ти­ку и ле­че­ние за­бо­ле­ва­ний че­ло­ве­ка, но и осу­ще­ст­в­лять от­бор эм­брио­нов с оп­ре­де­лён­ны­ми ге­не­тич. при­зна­ка­ми. Этич. про­бле­мы при­ме­не­ния этих тех­но­ло­гий (био­эти­ка) ши­ро­ко об­су­ж­да­ют­ся об­ще­ст­вен­но­стью. В ре­зуль­та­те поя­вил­ся ряд до­ку­мен­тов, при­зван­ных за­щи­тить пра­ва че­ло­ве­ка и осу­ж­даю­щих дис­кри­ми­на­цию по ге­не­тич. при­зна­кам.

Лит.: Harwood J. Genetics, eugenics and evolution // British Journal for the History of Sci­ence. 1989. Vol. 22. № 3; The Wellborn sci­ence: eugenics in Germany, France, Bra­zil, and Russia. N. Y., 1990; Гер­шен­зон С. М., Бу­жи­ев­ская Т. И. Ев­ге­ни­ка: 100 лет спус­тя // Че­ло­век. 1996. № 1; Гин­тер Е. К. Ме­ди­цин­ская ге­не­ти­ка. М., 2003; Хен Ю. В. Ев­ге­ни­ка: ос­но­ва­те­ли и про­дол­жа­те­ли // Че­ло­век. 2006. № 3.

Вернуться к началу