Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗВУКОСИМВОЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 350

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Пищальникова

ЗВУКОСИМВОЛИ́ЗМ (зву­ко­вой сим­во­лизм, фо­не­ти­че­ский сим­во­лизм, сим­во­ли­ка зву­ка), за­ко­но­мер­ная, не про­из­воль­ная, фо­не­ти­че­ски мо­ти­ви­ро­ван­ная связь ме­ж­ду фо­не­ма­ми сло­ва и по­ло­жен­ным в ос­но­ву но­ми­на­ции не­зву­ко­вым (не­аку­сти­че­ским) при­зна­ком клас­са пред­ме­тов (см. Де­но­тат), или мо­ти­вом на­зы­ва­ния. Зву­ко­сим­во­лич. сло­ва (иде­о­фо­ны) ча­ще обо­зна­ча­ют ви­ды дви­же­ния, све­то­вые яв­ле­ния, фор­му, ве­ли­чи­ну, уда­лён­ность объ­ек­тов, свой­ст­ва их по­верх­но­сти, по­ход­ку, ми­ми­ку, фи­зио­ло­гич. дей­ст­вие и эмо­цио­наль­ное со­стоя­ние че­ло­ве­ка и жи­вот­ных (напр., англ. to lick ‘ли­зать, облизывать’, ин­до­нез. ker­cap ‘чав­ка­нье, чмоканье’, селькупcкое coop ‘чавканье’; тур. iq ‘за­ды­хать­ся от вол­не­ния, гнева’) и др. Зву­ко­сим­во­лич. связь мо­жет быть не­ак­ту­аль­ной для но­си­те­лей язы­ка. Раз­ли­ча­ют при­мар­ный (пер­вич­ный, от­при­род­ный) и се­кун­дар­ный (вто­рич­ный, мо­ти­ви­ро­ван­ный мор­фо­ло­ги­че­ски, се­ман­ти­че­ски и т. д.) З. Пси­хо­фи­зио­ло­гич. ос­но­вой З. яв­ля­ет­ся си­не­стэ­мия – разл. ро­да взаи­мо­дей­ст­вие ме­ж­ду ощу­ще­ния­ми раз­ных мо­даль­но­стей и ме­ж­ду ощу­ще­ния­ми и эмо­ция­ми, об­ласть дей­ст­вия ко­то­ро­го – сен­сор­но-эмо­цио­наль­ная сфе­ра ин­ди­ви­да.

Во­прос о свя­зи ме­ж­ду зву­ком и зна­че­ни­ем ста­вил­ся стои­ка­ми (см. Стои­цизм), Пла­то­ном (Диа­лог «Кра­тил», 80-е гг. 4 в. до н. э.), в Но­вое вре­мя – Ж. Ж. Рус­со («Трак­тат о про­ис­хож­де­нии язы­ка», 1761), Г. В. Лейб­ни­цем («Но­вые опы­ты о че­ло­ве­чес­ком ра­зу­ме», 1704), М. В. Ло­мо­но­со­вым («Рос­сий­ская грам­ма­ти­ка», 1755, опубл. в 1757), К. В. фон Гум­больд­том («О раз­ли­чии строе­ния че­ло­ве­чес­ких язы­ков и его влия­нии на ду­хов­ное раз­ви­тие че­ло­ве­чест­ва», 1830–1835) и др. Ис­сле­до­ва­ние разл. ас­пек­тов З. в отеч. язы­ко­зна­нии на­ча­лось в 1950–60-х гг. в тео­рии дет­ской ре­чи, сти­ли­сти­ке, по­эти­ке, ти­по­ло­гии лин­гвис­ти­че­ской. Наи­бо­лее ак­тив­но ис­сле­ду­ет­ся ког­ни­тив­ный ас­пект З. и его влия­ние на по­ни­ма­ние ино­языч­но­го тек­ста, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся лек­си­ко­гра­фич. изу­че­ние зву­ко­сим­во­лич. слов и ус­та­нов­ле­ние свя­зи зву­ко­сим­во­лич. функ­ции с мо­ти­вом но­ми­на­ции. В 1970–80-х гг. вы­де­ли­лось осо­бое на­прав­ле­ние – фо­но­се­ман­ти­ка (см. так­же Зву­ко­под­ра­жа­ние), ко­то­рая под­раз­де­ля­ет­ся на син­хро­ни­че­скую, ге­не­ти­че­скую и ди­а­хро­ни­че­скую. С. В. Во­ро­ни­ным (Рос­сия) раз­ра­бо­та­ны ме­тод фо­но­се­ман­тич. ана­ли­за и ме­то­ди­ка опо­зна­ния зву­ко­сим­во­лич. слов, кри­те­рии их вы­де­ле­ния [ва­риа­тив­ность, ре­ду­п­ли­ка­ция, экс­прес­сив­ная ге­ми­на­ция (см. Ге­ми­на­ты), ти­по­ло­гич. сход­ст­во зву­ко­сим­во­лич. слов по язы­кам ми­ра и др.].

Лит.: Ле­виц­кий В. В. Се­ман­ти­ка и фо­не­ти­ка. Чер­нов­цы, 1973; Го­ре­лов И. Н. Он­то­ге­не­ти­че­ский ба­зис ре­чи. Че­ля­бинск, 1983; Жу­рав­лев А. П. Звук и смысл. М., 1991; Во­ро­нин С. В. Ос­но­вы фо­но­се­ман­ти­ки. 2-е изд. М., 2006; Дро­жа­щих Н. В. Си­нер­ге­ти­че­ская мо­дель ин­те­гра­ции ико­ни­че­ских еди­ниц раз­ных уров­ней: Ди­а­хро­ния. Тю­мень, 2006.

Вернуться к началу