Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОНЯТИ́ЙНЫЕ КАТЕГО́РИИ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 130-131

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. В. Булыгина, С. А. Крылов

ПОНЯТИ́ЙНЫЕ КАТЕГО́РИИ в язы­ко­зна­нии, смы­сло­вые ком­по­нен­ты об­ще­го ха­рак­те­ра, свой­ст­вен­ные не от­дель­ным сло­вам и сис­те­мам их форм, а об­шир­ным клас­сам слов, вы­ра­жае­мые в ес­те­ст­вен­ном язы­ке раз­но­об­раз­ны­ми сред­ст­ва­ми. В от­ли­чие от скры­тых ка­те­го­рий и грам­ма­ти­че­ских ка­те­го­рий, П. к. рас­смат­ри­ва­ют­ся без­от­но­си­тель­но к то­му или ино­му кон­крет­но­му спо­со­бу вы­ра­же­ния (пря­мо­му или кос­вен­но­му, яв­но­му или не­яв­но­му, лек­сич., мор­фо­ло­гич. или син­так­си­че­ско­му).

В ка­че­ст­ве средств вы­ра­же­ния П. к. вы­сту­па­ют грам­ме­мы грам­ма­тич. ка­те­го­рий, сло­во­об­ра­зо­ват. и лек­сич. под­клас­сы зна­ме­на­тель­ных слов, слу­жеб­ные сло­ва, син­так­сич. кон­ст­рук­ции и суп­ра­сег­мент­ные сред­ст­ва (про­со­дич. кон­тур и по­ря­док слов). Обыч­но П. к. по­ни­ма­ют­ся как уни­вер­саль­ные, свой­ст­вен­ные всем или боль­шин­ст­ву язы­ков ми­ра (см. Уни­вер­са­лии линг­ви­сти­чес­кие); бла­го­да­ря имен­но это­му свой­ст­ву они вы­сту­па­ют как ос­но­ва сво­ди­мо­сти опи­са­ний раз­но­об­раз­ных и раз­но­сис­тем­ных язы­ков.

Боль­шин­ст­во П. к. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся «по­ле­вой» струк­ту­рой с «ядром» и «пе­ри­фе­ри­ей» в со­ста­ве со­от­вет­ст­вую­ще­го функ­цио­наль­но-се­ман­ти­че­ско­го по­ля. В ка­че­ст­ве грам­ма­ти­ка­ли­зо­ван­но­го яд­ра П. к. вы­сту­па­ет со­от­вет­ст­вую­щая ей грам­ма­тич. ка­те­го­рия. Так, ас­пек­ту­аль­но­сти и так­си­су со­от­вет­ст­ву­ет вид, тем­по­раль­но­сти – вре­мя, мо­даль­но­сти – на­кло­не­ние, диа­те­зе – за­лог, по­лу – род, се­ман­ти­че­ской ро­ли – па­деж, пер­со­наль­но­сти – ли­цо, гра­ду­аль­но­сти – сте­пе­ни срав­не­ния, ко­ли­че­ст­ву – чис­ло и т. п. Вме­сте с тем П. к. разл. сфер об­на­ру­жи­ва­ют мно­го­об­раз­ные пе­ре­се­че­ния и взаи­мо­свя­зи как в син­таг­ма­ти­ке, так и в па­ра­диг­ма­ти­ке.

В раз­ра­бот­ке уче­ния о П. к. важ­ную роль сыг­ра­ли тру­ды О. Ес­пер­се­на, ко­то­рый ввёл тер­мин «П. к.» (1924), а в отеч. язы­ко­зна­нии – И. И. Ме­ща­ни­но­ва, С. Д. Кац­нель­со­на, В. Н. Яр­це­вой, M. M. Гух­ман и др. Ино­гда П. к. на­зы­ва­ют­ся так­же фи­ло­соф­ски­ми или ло­ги­че­ски­ми (в ра­цио­наль­ных грам­ма­ти­ках 17–19 вв.), пси­хо­ло­ги­че­ски­ми [в ра­бо­тах 19 – нач. 20 вв., напр. у Г. Пау­ля (Гер­ма­ния)], «он­то­ло­ги­че­ски­ми», «вне­язы­ко­вы­ми», «ког­ни­тив­ны­ми», «кон­цеп­ту­аль­ны­ми», «се­ман­ти­че­ски­ми», «мыс­ли­тель­ны­ми», «ре­че­мыс­ли­тель­ны­ми» (Кац­нель­сон).

В кон­цеп­ции А. В. Бон­дар­ко П. к. и ох­ва­ты­ваю­щие их по­ня­тий­ные по­ля от­но­сят­ся к уров­ню мыс­ли­тель­но­го со­дер­жа­ния (под­раз­де­ляе­мо­му на уни­вер­саль­ный фун­дам. ба­зис и сис­те­му П. к. кон­крет­но­го язы­ка), про­ти­во­пос­тав­ля­ясь язы­ко­вым се­ман­тич. функ­ци­ям и функ­цио­наль­но-се­ман­тич. по­лям, от­но­ся­щим­ся к уров­ню язы­ко­во­го со­дер­жа­ния (об­у­слов­лен­но­му сис­те­мой кон­крет­но­го язы­ка). Функ­цио­наль­но-се­ман­тич. по­ле пони­ма­ет­ся как дву­сто­рон­нее един­ст­во, фор­ми­руе­мое грам­ма­ти­че­ски­ми (мор­фо­ло­гич. и син­так­сич.) сред­ст­ва­ми дан­но­го язы­ка вме­сте со взаи­мо­дей­ст­вую­щи­ми с ни­ми лек­сич., лек­си­ко-грам­ма­тич. и сло­во­об­ра­зо­ват. эле­мен­та­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к той же се­ман­тич. зо­не.

Клас­си­фи­ка­ция П. к. про­во­дит­ся на раз­ных ос­но­ва­ни­ях; мож­но раз­ли­чать сис­тем­ный и струк­тур­ный ас­пек­ты их изу­че­ния. При сис­тем­ном под­хо­де П. к. рас­смат­ри­ва­ют­ся в па­ра­диг­ма­тич. ас­пек­те, т. е. с точ­ки зре­ния их ро­ли в фор­ми­ро­ва­нии оп­ре­де­лён­ных по­ня­тий­ных по­лей и се­ман­тич. оп­по­зи­ций. Так, напр., мож­но под­раз­де­лять П. к. на клас­си­фи­ци­рую­щие (иг­раю­щие в со­ста­ве оп­по­зи­ции ин­те­граль­ную роль) и мо­ди­фи­ци­рую­щие (иг­раю­щие в со­ста­ве оп­по­зи­ции диф­фе­рен­ци­аль­ную роль; см. Ка­те­го­рия язы­ко­вая). С др. сто­ро­ны, сис­тем­ная клас­си­фи­ка­ция П. к. (и со­от­вет­ст­вую­щих по­ня­тий­ных по­лей) мо­жет вскры­вать их со­от­но­ше­ние с кор­ре­ля­тив­ны­ми им грам­ма­тич. ка­те­го­рия­ми и/или раз­ря­да­ми. Она па­рал­лель­на клас­си­фи­ка­ции функ­цио­наль­но-се­ман­тич. по­лей в кон­цеп­ции А. В. Бон­дар­ко. Так, грам­ма­тич. ка­те­го­ри­ям гла­го­ла со­от­вет­ст­ву­ют П. к. ак­цио­наль­но­сти или пре­ди­ка­тив­но­сти; су­ще­ст­ви­тель­но­го – пред­мет­но­сти; при­ла­га­тель­но­го – ат­ри­бу­тив­но­сти; раз­ря­дам на­ре­чий со­от­вет­ст­ву­ют П. к. об­стоя­тель­ст­вен­но­го ти­па.

Ак­цио­наль­ные П. к. под­раз­де­ля­ют­ся на ас­пек­ту­аль­но-тем­по­раль­ные, мо­даль­но-бы­тий­ные и ак­цио­наль­но-ак­тант­ные. Сре­ди ас­пек­ту­аль­но-тем­по­раль­ных П. к. вы­де­ля­ют­ся: ас­пек­ту­аль­ность (вклю­чаю­щая фа­зы на­ча­ла, про­дол­же­ния и кон­ца, спо­со­бы дей­ст­вия, а так­же та­кие про­ти­во­пос­тав­ле­ния, как «вне­вре­мен­ность – эпи­зо­дич­ность», «ста­тич­ность – ди­на­мич­ность», «дли­тель­ность – не­дли­тель­ность» и т. п.; см. Ас­пек­то­ло­гия); тем­по­раль­ность (про­шлое, на­стоя­щее и бу­ду­щее); так­сис (пред­ше­ст­во­ва­ние – од­но­вре­мен­ность – сле­до­ва­ние). Мо­даль­но-бы­тий­ные П. к. вклю­ча­ют: объ­ек­тив­ную мо­даль­ность (ре­аль­ность – ир­ре­аль­ность, воз­мож­ность – не­об­хо­ди­мость и т. п.); субъ­ек­тив­ную мо­даль­ность (им­пе­ра­тив­ность, же­ла­тель­ность и т. п.); по­ве­ст­во­ва­ние – во­прос; ут­вер­жде­ние – от­ри­ца­ние; бы­тий­ность (эк­зи­стен­ци­аль­ность) и т. п. Ак­цио­наль­но-ак­тант­ные П. к. (об­ра­зую­щие по­ле «за­ло­го­во­сти») ба­зи­ру­ют­ся на со­от­но­ше­нии диа­тез [ак­тив­ность – ста­тив­ность, пе­ре­ход­ность – не­пе­ре­ход­ность (cм. Пе­ре­ход­но­сти-не­пе­ре­ход­но­сти ка­те­го­рия), реф­лек­сив­ность, вза­им­ность и т. п.].

Пред­мет­ные П. к. вклю­ча­ют та­кие клас­си­фи­ци­рую­щие ос­но­ва­ния, как пол, се­ман­тич. оду­шев­лён­ность-не­оду­шев­лён­ность, лич­ность-не­лич­ность, а так­же ряд мо­ди­фи­ци­рую­щих ос­но­ва­ний. В их чис­ло, напр., вхо­дит тип ре­фе­рен­ции, или де­но­та­тив­ный ста­тус (вклю­чаю­щий про­ти­во­пос­тав­ле­ния «оп­ре­де­лён­ность – не­оп­ре­де­лён­ность», «ре­фе­рент­ность – не­ре­фе­рент­ность», «кон­крет­ность – не­кон­крет­ность» и т. п.), се­ман­тич. ро­ли (агенс, па­ци­енс, субъ­ект, объ­ект, ад­ре­сат, ору­дие, про­дукт и т. п.). П. к. «пер­со­наль­но­сти» (со­от­не­се­ние уча­ст­ни­ков дей­ст­вия с уча­ст­ни­ка­ми ре­че­во­го ак­та) ино­гда ква­ли­фи­ци­ру­ют­ся од­но­вре­мен­но как ак­цио­наль­ные и пред­мет­ные по­ня­тий­ные ка­те­го­рии.

К ат­ри­бу­тив­ным П. к. от­но­сят­ся: ква­ли­та­тив­ность (т. е. зна­че­ние ка­че­ст­ва), кван­ти­та­тив­ность (зна­че­ние ко­ли­че­ст­ва), ком­па­ра­тив­ность (или гра­ду­аль­ность), по­сес­сив­ность (зна­че­ние об­ла­да­ния). Внут­ри сфе­ры ка­че­ст­ва ино­гда вы­де­ля­ют зна­че­ние оцен­ки (напр., в со­ста­ве та­ких П. к., как умень­ши­тель­ность и уве­ли­чи­тель­ность). П. к. ко­ли­че­ст­ва пе­ре­се­ка­ет­ся не толь­ко со сфе­рой ат­ри­бу­тив­но­сти, но и со сфе­рой пред­мет­но­сти (об­ра­зуя та­кие П. к., как еди­нич­ность – мно­же­ствен­ность, аб­ст­ракт­ность – кон­крет­ность – со­би­ра­тель­ность и т. п.), а так­же со сфе­рой пре­ди­ка­тив­но­сти (об­ра­зуя П. к. крат­но­сти, или по­вто­ряе­мо­сти).

При струк­тур­ном под­хо­де к клас­си­фи­ка­ции П. к. они рас­смат­ри­ва­ют­ся в син­таг­ма­тич. ас­пек­те, т. е. с точ­ки зре­ния их ро­ли в фор­ми­ро­ва­нии се­ман­тич. струк­ту­ры вы­ска­зы­ва­ния и тек­ста. Мыс­ли­тель­ное со­дер­жа­ние, ох­ва­ты­вае­мое П. к., мно­го­слой­но; оно вклю­ча­ет как ми­ни­мум 2 слоя ин­фор­ма­ции – внеш­не­си­туа­ци­он­ный (на­зы­вае­мый так­же де­но­та­тив­ным, ре­фе­рент­ным, ког­ни­тив­ным и т. п.) и праг­ма­ти­че­ский (на­зы­вае­мый так­же субъ­ек­тив­ным, мо­даль­ным, ил­ло­ку­тив­ным, ком­му­ни­ка­тив­ным и т. п.). Внеш­не­си­туа­ци­он­ное со­дер­жа­ние ох­ва­ты­ва­ет от­ра­жае­мый факт (со­бы­тие) с его пред­мет­ны­ми от­но­ше­ния­ми и уст­рое­но как про­по­зи­ция, имею­щая пре­ди­кат­но-ар­гу­мент­ную струк­ту­ру. Праг­ма­тич. со­дер­жа­ние от­ра­жа­ет со­от­не­сён­ность от­ра­жае­мо­го фак­та с дан­ным ре­че­вым ак­том и его ком­по­нен­та­ми – уча­ст­ни­ка­ми ком­му­ни­ка­ции, вре­ме­нем и ме­стом про­те­ка­ния ре­че­во­го ак­та; оно вклю­ча­ет в се­бя экс­прес­сив­ный (эмо­цио­наль­ный, аф­фек­тив­ный), апел­ля­тив­ный (ко­на­тив­ный), со­ци­аль­ный (сти­ли­сти­че­ский), дейк­ти­че­ский (ин­дек­саль­ный), ин­фор­ма­тив­ный (ло­ги­че­ский), фак­ти­че­ский, ме­та­язы­ко­вой и эс­те­ти­че­ский (по­эти­че­ский) слои ин­фор­ма­ции (см. Функ­ции язы­ка).

Лит.: Бо­ду­эн де Кур­те­нэ И. A. Ко­ли­че­ст­вен­ность в язы­ко­вом мыш­ле­нии // Бо­ду­эн де Кур­те­нэ И. A. Из­бран­ные тру­ды по об­ще­му язы­ко­зна­нию. М., 1963. Т. 2; Ап­ре­сян Ю. Д. Лек­си­че­ская се­ман­ти­ка. Си­но­ни­ми­че­ские сред­ст­ва язы­ка. М., 1974; он же. Ти­пы ин­фор­ма­ции для по­верх­но­ст­но-се­ман­ти­че­ско­го ком­по­нен­та мо­де­ли «Смысл текст». W., 1980; Гак В. Г. Рус­ский язык в со­пос­тав­ле­нии с фран­цуз­ским. М., 1975; Чейф У. Зна­че­ние и струк­ту­ра язы­ка. М., 1975; Се­реб­рен­ни­ков Б. A. Сво­ди­мость язы­ков ми­ра, учет спе­ци­фи­ки кон­крет­но­го язы­ка, пред­на­зна­чен­ность опи­са­ния // Прин­ци­пы опи­са­ния язы­ков ми­ра. М., 1976; Па­ду­че­ва Е. В. По­ня­тие пре­зумп­ции в лин­гвис­ти­че­ской се­ман­ти­ке // Се­мио­ти­ка и ин­фор­ма­ти­ка. 1977. Вып. 8; Ка­те­го­рии бы­тия и об­ла­да­ния в язы­ке. М., 1977; Lyons J. Semantics. Camb., 1977. Vol. 2; Ме­ща­ни­нов И. И. Чле­ны пред­ло­же­ния и час­ти ре­чи. [2-е изд.]. Л., 1978; Жу­рин­ская M. A. О вы­ра­же­нии зна­че­ния не­от­тор­жи­мо­сти в рус­ском язы­ке // Се­ман­ти­че­ское и фор­маль­ное варь­и­ро­ва­ние. М., 1979; Ару­тю­но­ва Н. Д. К про­бле­ме функ­цио­наль­ных ти­пов лек­си­че­ско­го зна­че­ния // Ас­пек­ты се­ман­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ний. М., 1980; Бу­лы­ги­на Т. В. Грам­ма­ти­че­ские и се­ман­ти­че­ские ка­те­го­рии и их свя­зи // Там же; Wierzbickǎ A. Lingua men­talis. The semantics of natural lan­guage. Sydney, 1980; Се­ман­ти­че­ские ти­пы пре­ди­ка­тов. М., 1982; Бон­дар­ко А. В. Прин­ци­пы функ­цио­наль­ной грам­ма­ти­ки и во­про­сы ас­пек­то­ло­гии. Л., 1983; Кац­нель­сон С. Д. О грам­ма­ти­че­ской ка­те­го­рии // Кац­нель­сон С. Д. Об­щее и ти­по­ло­ги­че­ское язы­ко­зна­ние. Л., 1986; Ес­пер­сен О. Фи­ло­со­фия грам­ма­ти­ки. 3-е изд. М., 2006.

Вернуться к началу