Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОЛЬКЛОРИ́СТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 457

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФОЛЬКЛОРИ́СТИКА, нау­ка о фольк­ло­ре; за­ни­ма­ет­ся со­би­ра­ни­ем, пуб­ли­ка­ци­ей и изу­че­ни­ем про­из­ве­де­ний уст­но­го на­род­но­го твор­че­ст­ва. Воз­ник­но­ве­нию Ф. пред­ше­ст­во­вал мно­го­ве­ко­вой опыт со­би­ра­ния и творч. пе­ре­ра­бот­ки нар. про­из­ве­де­ний. За­ро­ж­де­нию на­уч. ин­те­ре­са к фольк­ло­ру спо­соб­ст­во­ва­ла дея­тель­ность про­све­ти­те­лей 18 в.; боль­шое зна­че­ние для даль­ней­ше­го раз­ви­тия Ф. имел ро­ман­тизм, в рус­ле ко­то­ро­го сфор­ми­ро­ва­лось пер­вое на­прав­ле­ние в изу­че­нии фольк­ло­ра – ми­фо­ло­ги­че­ская шко­ла (бр. В. и Я. Гримм, М. Мюл­лер, в Рос­сии – А. Н. Афа­нась­ев, Ф. И. Бус­ла­ев и др.). С сер. 19 в. на­чи­на­ет­ся ак­тив­ное со­би­ра­ние и из­да­ние фольк­лор­ных тек­стов, что сти­му­ли­ро­ва­ло но­вые ме­то­до­ло­гич. под­хо­ды к изу­че­нию фольк­ло­ра. Воз­ни­ка­ет ми­гра­ци­он­ная шко­ла (Г. Па­рис, в Гер­ма­нии – Т. Бен­фей, в Рос­сии – А. Н. Пы­пин, Бус­ла­ев и др.). Во 2-й пол. 19 в. в ев­роп. и амер. нау­ке фор­ми­ру­ет­ся ан­тро­по­ло­ги­че­ская шко­ла (или тео­рия са­мо­за­ро­ж­де­ния сю­же­тов), пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой стре­ми­лись объ­яс­нить сход­ные яв­ле­ния в фольк­ло­ре раз­ных на­ро­дов био­ло­гич. един­ст­вом че­ло­ве­че­ско­го ро­да и общ­но­стью за­ко­нов ду­хов­но­го твор­че­ст­ва (Э. Б. Тай­лор и др.); в Рос­сии её воз­дей­ст­вие ис­пы­та­ли Алек­сандр Н. Ве­се­лов­ский, Н. Ф. Сум­цов, А. И. Кир­пич­ни­ков. Бли­зость к ан­тро­по­ло­ги­че­ской шко­ле об­на­ру­жи­ва­ет воз­ник­шая на ру­бе­же 19–20 вв. эт­ноп­си­хо­ло­ги­че­ская шко­ла, вслед за В. Вунд­том и Х. Штейн­та­лем со­сре­до­то­чив­шая­ся на за­ко­нах кол­лек­тив­но­го твор­че­ст­ва (в Рос­сии – шко­ла Д. Н. Ов­ся­ни­ко-Ку­ли­ков­ско­го). В 1-й пол. 20 в. из по­сле­до­ва­те­лей З. Фрей­да сфор­ми­ро­ва­лась пси­хо­ана­ли­ти­че­ская шко­ла в Ф. (О. Ранк, Э. Фромм и др.); идеи кол­лек­тив­ных пред­став­ле­ний и ар­хе­ти­пов в ми­фах и сказ­ках Л. Ле­ви-Брю­ля и К. Юн­га по­лу­чи­ли раз­ви­тие в не­оми­фо­ло­ги­че­ской шко­ле (Ж. Дю­ме­зиль и др.), к ко­то­рой близ­ка амер. ма­ги­че­ски-ри­туа­ли­сти­че­ская шко­ла (см. Ри­ту­аль­но-ми­фо­ло­ги­че­ская кри­ти­ка). В Рос­сии с кон. 19 в. по­лу­ча­ет раз­ви­тие ис­то­ри­че­ская шко­ла (В. Ф. Мил­лер, Б. М. Со­ко­лов и др.). Осо­бым на­прав­ле­ни­ем в Ф. ста­ла в кон. 19 в. и в 20 в. фин­ская шко­ла (ис­то­ри­ко-гео­гра­фи­че­ская шко­ла), изу­чав­шая ареа­лы рас­про­стра­не­ния сю­же­тов и раз­ра­ба­ты­вав­шая прин­ци­пы сис­те­ма­ти­за­ции и кар­то­гра­фи­ро­ва­ния фольк­ло­ра (Ю. и К. Кру­ны, А. Аар­не и др.) и ока­зав­шая воз­дей­ст­вие на Ф. в Зап. Ев­ро­пе и в США (С. Томп­сон и др.). Влия­тель­ным на­прав­ле­ни­ем в ми­ро­вой Ф. с сер. 20 в. стал струк­ту­ра­лизм (К. Ле­ви-Строс). Круп­ней­шие пред­ста­ви­те­ли отеч. нау­ки – М. К. Аза­дов­ский, В. Я. Пропп, Д. К. Зе­ле­нин, А. П. Скаф­ты­мов, бр. Со­ко­ло­вы, К. В. Чис­тов, Е. М. Ме­ле­тин­ский, С. Ю. Не­клю­дов и др. Совр. Ф. раз­ви­ва­ет­ся в тес­ном взаи­мо­дей­ст­вии с эт­но­ло­ги­ей, со­цио­ло­ги­ей, куль­ту­ро­ло­ги­ей, со­ци­аль­ной пси­хо­ло­ги­ей, эт­но­му­зы­ко­ве­де­ни­ем, эт­но­лин­гви­сти­кой, се­мио­ти­кой.

Изд.: Минц С. И., По­ме­ран­це­ва Э. В. Рус­ская фольк­ло­ри­сти­ка: Хре­сто­ма­тия. 2-е изд. М., 1971.

Лит.: Кок­кь­я­ра Дж. Ис­то­рия фольк­ло­ри­сти­ки в Ев­ро­пе. М., 1960; Зем­ля­но­ва Л. М. Со­вре­мен­ная аме­ри­кан­ская фольк­ло­ри­сти­ка: Тео­ре­ти­че­ские на­прав­ле­ния и тен­ден­ции. М., 1975; Пу­ти­лов Б. Н. Ме­то­до­ло­гия срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ско­го изу­че­ния фольк­ло­ра. Л., 1976; он же. Фольк­лор и на­род­ная куль­ту­ра. СПб., 1994; Зуе­ва Т. В. Рус­ский фольк­лор: Сло­варь-спра­воч­ник. М., 2002; Аза­дов­ский М. К. Ис­то­рия рус­ской фольк­ло­ри­сти­ки: В 2 т. 2-е изд. М., 2013.

Вернуться к началу