ФОЛЬКЛОРИ́СТИКА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОЛЬКЛОРИ́СТИКА, наука о фольклоре; занимается собиранием, публикацией и изучением произведений устного народного творчества. Возникновению Ф. предшествовал многовековой опыт собирания и творч. переработки нар. произведений. Зарождению науч. интереса к фольклору способствовала деятельность просветителей 18 в.; большое значение для дальнейшего развития Ф. имел романтизм, в русле которого сформировалось первое направление в изучении фольклора – мифологическая школа (бр. В. и Я. Гримм, М. Мюллер, в России – А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев и др.). С сер. 19 в. начинается активное собирание и издание фольклорных текстов, что стимулировало новые методологич. подходы к изучению фольклора. Возникает миграционная школа (Г. Парис, в Германии – Т. Бенфей, в России – А. Н. Пыпин, Буслаев и др.). Во 2-й пол. 19 в. в европ. и амер. науке формируется антропологическая школа (или теория самозарождения сюжетов), представители которой стремились объяснить сходные явления в фольклоре разных народов биологич. единством человеческого рода и общностью законов духовного творчества (Э. Б. Тайлор и др.); в России её воздействие испытали Александр Н. Веселовский, Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников. Близость к антропологической школе обнаруживает возникшая на рубеже 19–20 вв. этнопсихологическая школа, вслед за В. Вундтом и Х. Штейнталем сосредоточившаяся на законах коллективного творчества (в России – школа Д. Н. Овсянико-Куликовского). В 1-й пол. 20 в. из последователей З. Фрейда сформировалась психоаналитическая школа в Ф. (О. Ранк, Э. Фромм и др.); идеи коллективных представлений и архетипов в мифах и сказках Л. Леви-Брюля и К. Юнга получили развитие в неомифологической школе (Ж. Дюмезиль и др.), к которой близка амер. магически-ритуалистическая школа (см. Ритуально-мифологическая критика). В России с кон. 19 в. получает развитие историческая школа (В. Ф. Миллер, Б. М. Соколов и др.). Особым направлением в Ф. стала в кон. 19 в. и в 20 в. финская школа (историко-географическая школа), изучавшая ареалы распространения сюжетов и разрабатывавшая принципы систематизации и картографирования фольклора (Ю. и К. Круны, А. Аарне и др.) и оказавшая воздействие на Ф. в Зап. Европе и в США (С. Томпсон и др.). Влиятельным направлением в мировой Ф. с сер. 20 в. стал структурализм (К. Леви-Строс). Крупнейшие представители отеч. науки – М. К. Азадовский, В. Я. Пропп, Д. К. Зеленин, А. П. Скафтымов, бр. Соколовы, К. В. Чистов, Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов и др. Совр. Ф. развивается в тесном взаимодействии с этнологией, социологией, культурологией, социальной психологией, этномузыковедением, этнолингвистикой, семиотикой.