Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭТНОМУЗЫКОВЕ́ДЕНИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 494-495

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЭТНОМУЗЫКОВЕ́ДЕНИЕ, эт­но­му­зы­ко­зна­ние, эт­но­му­зы­ко­ло­гия (англ. ethno­mu­si­cology), от­расль ис­то­рич. му­зы­ко­ве­де­ния. На­уч. дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая тра­ди­ци­он­ную му­зы­ку – на­род­ную (муз. фольк­лор) и уст­ную про­фес­сио­наль­ную. Тер­мин вос­хо­дит к назва­нию кни­ги ни­дерл. учё­но­го Я. Кюн­ста (1950), рас­про­стра­нил­ся бла­го­да­ря дея­тель­но­сти ун-тов США по изу­че­нию не­ев­ро­пей­ских муз. куль­тур. До кон. 20 в. ис­поль­зо­ва­ние тер­ми­на «Э.» ак­цен­ти­ро­ва­ло не­ев­ро­пей­ский ас­пект ис­сле­до­ва­ний, в то вре­мя как изу­че­ние на­род­ной (не­ред­ко род­ной) му­зы­ки во мн. стра­нах Ев­ро­пы, в СССР обо­зна­ча­лось тер­ми­на­ми «муз. фольк­ло­ри­сти­ка», «муз. эт­но­гра­фия» и т. п.

Ба­зо­вый пред­мет Э. – зву­ча­щие и/или но­ти­ро­ван­ные об­раз­цы тра­диц. му­зы­ки. На­ча­ло Э. как нау­ки при­ня­то от­но­сить ко вре­ме­ни вве­де­ния А.Дж. Эл­ли­сом по­ня­тия цент для из­ме­ре­ния ве­ли­чи­ны ин­тер­ва­лов (1876) и при­ме­не­ния фо­но­гра­фа к за­пи­си му­зы­ки уст­ной тра­ди­ции (впер­вые в 1890; в Рос­сии пер­вой ис­поль­зо­ва­ла фо­но­граф в 1897 Е. Э. Ли­нё­ва). Для хра­не­ния зву­ко­за­пи­сей в раз­ных стра­нах ста­ли соз­да­вать фо­но­гра­м­ар­хи­вы, круп­ней­шие сре­ди пер­вых – в Ве­не (1899) и Бер­ли­не (1900). На их ба­зе скла­ды­ва­лись на­уч. шко­лы. В чис­ле круп­ней­ших зап. эт­но­му­зы­ко­ве­дов – Р. д’Эр­лан­же, Э. М. фон Хорн­бо­стель, К. Закс, Г.Дж. Фар­мер, Б. Нетл, Ю. Эльс­нер. В Рос­сии изу­че­ние нар. муз. твор­че­ст­ва ко­ор­ди­ни­ро­ва­ла Му­зыкаль­но-эт­но­гра­фи­че­ская ко­мис­сия (1901–21), в даль­ней­шем бы­ли ос­но­ва­ны Ле­нингр. фо­но­гра­мар­хив (1927, с 1938 при Ин-те рус. лит-ры АН СССР, Пуш­кин­ский Дом), ка­би­нет нар. му­зы­ки при Моск. кон­сер­ва­то­рии (1936), сек­ция фольк­ло­ра при Ин-те те­ат­ра, му­зы­ки и ки­не­ма­то­гра­фии (1969, Ле­нин­град), Все­со­юз­ная ко­мис­сия нар. му­зы­ки при CК СССР и др. Сре­ди из­вест­ных рос. эт­но­му­зы­ко­ве­дов (фольк­ло­ри­стов) – В. М. Бе­ля­ев, В. С. Ви­но­гра­дов, Е. В. Гип­пи­ус, И. И. Зем­цов­ский, К. В. Квит­ка, А. М. Мех­не­цов, Ф. А. Руб­цов, А. В. Руд­не­ва.

В про­цес­се раз­ви­тия Э. (ме­то­до­ло­гия, тех­нич. сред­ст­ва) тра­диц. му­зы­ку ста­ли изу­чать в её ре­аль­ном ис­пол­ни­тель­ском про­цес­се, в син­кре­тич. и син­те­тич. един­ст­ве с др. ком­по­нен­та­ми куль­ту­ры эт­но­са, как ху­дож. ком­му­ни­ка­тив­ную дея­тель­ность. В 1947 при ЮНЕСКО соз­дан Ме­ж­ду­нар. со­вет по тра­диц. му­зы­ке (International Council of Traditional Music, ICTM; пер­во­на­чаль­но Ме­ж­ду­нар. со­вет по нар. му­зы­ке, International Folk Music Council, IFMC) – на­уч. ор­га­ни­за­ция, спо­соб­ст­вую­щая изу­че­нию, со­хра­не­нию и рас­про­стра­не­нию тра­диц. му­зы­ки; с 1969 из­да­ёт еже­год­ник («Yearbook for Traditional Music»). Амер. Об-во эт­но­му­зы­ко­ве­де­ния (Society for Ethno­mu­sicology, 1955) из­да­ёт на­уч. ж. «Eth­no­musicology». В РФ цен­тра­ми изу­че­ния тра­диц. му­зы­ки яв­ля­ют­ся Фольк­лор­но-эт­но­гра­фич. центр им. А. М. Мех­не­цо­ва в С.-Пе­тер­бур­ге (1991), спе­циа­лизир. на­уч. от­де­ле­ния в Москов­ской и др. кон­сер­ва­то­ри­ях.

Лит.: Kunst J. Musicologica: a study of the na­ture of ethno-musicology, its problems, me­thods, and representative personalities. Amst., 1950; Nettl B. Theory and method in ethno­mu­sicology. N. Y., 1964; Зем­цов­ский И. И. Эт­но­гра­фия му­зы­каль­ная // Му­зы­каль­ная эн­цик­ло­пе­дия. Т. 6. М., 1982; Че­ка­нов­ска А. Му­зы­каль­ная эт­но­гра­фия. М., 1983; Mer­riam A. P. The Anthropology of music. 4th ed. Evanston, 2000.

Вернуться к началу