Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРАДИЦИО́ННАЯ МУ́ЗЫКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 330-331

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТРАДИЦИО́ННАЯ МУ́ЗЫКА, на­род­ная и уст­ная про­фес­сио­наль­ная му­зы­ка, боль­шей ча­стью не­ев­ро­пей­ская, уко­ре­нён­ная в к.-л. тра­ди­ции (на­цио­наль­ной, кон­фес­сио­наль­ной и др.). В от­ли­чие от ком­по­зи­тор­ской му­зы­ки зап. об­раз­ца, Т. м. не под­чи­ня­ет­ся точ­ной за­пи­си в пя­ти­ли­ней­ной но­та­ции, тра­диц. спо­соб обу­че­ния уст­ный. При этом в ря­де тра­ди­ций на про­тя­же­нии ве­ков де­ла­лись по­пыт­ки письм. фик­са­ции му­зы­ки (бу­к­вен­ной, не­вмен­ной, та­бу­ла­тур­ной и др.). В 20 – нач. 21 вв. для за­пи­си Т. м. ча­сто поль­зу­ют­ся ев­роп. нот­ным пись­мом с до­пол­нит. зна­ка­ми. По­ня­тие про­фес­сио­наль­ной Т. м. вби­ра­ет в се­бя так­же клас­си­ку (см. Клас­си­ка в му­зы­ке, 3-е зна­че­ние) – му­зы­ку вы­со­кой тра­ди­ции, за­ко­ны ко­то­рой оп­ре­де­ле­ны ка­но­ном в об­ла­сти тех­ни­ки, сти­ля, жан­ра (инд. ра­га, иран. да­ст­гях, араб. ма­кам, узб. и тадж. ма­ком, азерб. му­гам и др.). Один из при­зна­ков при­над­леж­но­сти Т. м. к ро­ду про­фес­сио­наль­ной – ста­тус проф. му­зыкан­тов, по­зво­ляю­щий им ис­поль­зо­вать своё мас­тер­ст­во в це­лях за­ра­бот­ка. Во мно­гих слу­ча­ях, од­на­ко, гра­ни­цы ме­ж­ду нар. и проф. му­зы­кой раз­мы­ты, раз­ли­чия ме­ж­ду ни­ми со­став­ля­ют пред­мет на­уч. дис­кус­сии (напр., иск-во молд. и рум. лэу­та­ров, укр. коб­за­рей). См. так­же На­род­ная му­зы­ка.

Со­хра­не­нию и изу­че­нию Т. м. спо­соб­ст­ву­ет дея­тель­ность Ме­ж­ду­нар. со­ве­та по тра­диц. му­зы­ке (International Council for Traditional Music, ICTM), взаи­мо­дей­ст­вую­ще­го с ЮНЕСКО. Об­ра­зо­ван в 1947 в Лон­до­не под назв. «Ме­ж­ду­нар. со­вет по нар. му­зы­ке» (International Folk Music Council, IFMC) как итог Ме­ж­ду­нар. кон­фе­рен­ции нар. пес­ни и тан­ца. Пер­вая кон­фе­рен­ция IFMC со­стоя­лась в 1948 в Ба­зе­ле, в 1949 вы­шел его пер­вый еже­год­ник. В 1981 на кон­фе­рен­ции в Се­уле со­ве­ту при­свое­но совр. на­зва­ние, из­да­ние пе­ре­име­но­ва­но в Еже­год­ник тра­диц. му­зы­ки. Пер­вый пре­зи­дент – Р. Во­ан-Уиль­ямс (1947–58), в 1961–67 – З. Ко­дай. Кон­фе­рен­ции ICTM про­во­дят­ся в раз­ных го­ро­дах ми­ра 1 раз в 2 го­да, по­след­няя со­стоя­лась в 2015 в Ас­та­не.

Вернуться к началу