ВО́АН-УИ́ЛЬЯМС РАЛФ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВО́АН-УИ́ЛЬЯМС (Vaughan Williams) Ралф (Рэйф) (12.10.1872, Даун-Ампни, графство Глостершир – 26.8.1958, Лондон), английский композитор. Из семьи юристов; бабушка по материнской линии – сестра Ч. Дарвина. В 1895 окончил Тринити-колледж Кембриджского университета у Ч. Вуда, в 1896 – Королевский музыкальный колледж в Лондоне, где учился у У. Паррета (орган), у Х. Пэрри и Ч. Станфорда (композиция). Совершенствовался у М. Бруха (Берлин, 1897) и М. Равеля (Париж, 1908). Органист лондонской церкви Св. Варнавы (Саут-Ламбет) (1896–99). Основатель и главный дирижёр музыкального фестиваля в Лит-Хилле (1905–53). Художественный руководитель лондонского Баховского хора (1920–28). Профессор Королевского музыкального колледжа в Лондоне (с 1921). Сотрудничал с Английским обществом народной песни и танца, архив при котором (так называемая Мемориальная библиотека) с 1958 носит его имя.
В.-У. – ключевая фигура новой английской композиторской школы («английский музыкальный ренессанс»). В творчестве опирался на фольклор Великобритании и традиции английского барокко. Продолжатель творческой линии Э. Элгара, оказал большое влияние на английских композиторов 20 в. (У. Уолтон, М. Типпетт, Б. Бриттен). Основные черты стиля сложились в 1-й половине 1910-х гг. Наиболее известные сочинения этого периода: «Фантазия на тему Томаса Таллиса для двойного струнного оркестра» (1910), «Взлетающий жаворонок» («The lark ascending»; пьеса для скрипки с оркестром, 1914). В основе оперы «Хью-гуртовщик» («Hugh the drover», 1914; пост. 1924, Лондон; последняя редакция – 1956) – незатейливый мелодраматический сюжет из эпохи наполеоновских войн; комедийно-лирические интонации фольклорного происхождения мастерски вплетены в изысканную оперную ткань, характерную для рубежа 19–20 вв. Вершины творчества композитора – в области симфонической и вокально-хоровой музыки. 4-я симфония (1934) воспринималась современниками как высшее достижение новой английской композиторской школы. Лирическая кульминация творчества В.-У. – 5-я симфония (1943), созданная на том же материале, что и опера «Путь пилигрима» («The pilgrim's progress», 1949; либретто В.-У. на основе аллегории Дж. Беньяна; авторское обозначение жанра — «morality», см. Моралите; пост. 1951, Лондон). 6-я симфония (1947) отмечена настроениями крайнего пессимизма; необычно задумана и мастерски выполнена финальная фуга, выдержанная в темпе ларго и в динамике пианиссимо. 7-я симфония (1952) написана на материале музыки к фильму «Скотт Антарктический» (1948) о полярном исследователе Р. Скотте и посвящена его памяти. Среди вокально-симфонических произведений выделяются сюита для хора и оркестра «Пять портретов Тюдора Эллинора» (на слова поэта конца 15 – начала 16 вв. Дж. Скелтона, 1935), а также рождественская кантата «Hodie» («Ныне»; на латинский и английский тексты, 1954). Популярностью пользуются духовные гимны В.-У. в обработках для хора с органом, некоторые из них бытуют как народные песни. Среди других сочинений: оперы — «Влюбленный сэр Джон» («Sir John in love», либретто В.-У. по комедии У. Шекспира «Виндзорские насмешницы»; пост. 1929, Лондон), «Всадники моря» («Riders to the sea», 1927; пост. 1937, Лондон) и др.; балеты — «Старый король Коул» (1923, Лондон), «Иов. Танцевальная маска» («Job: A masque for dancing», пост. 1931, Лондон) и др.; обработки народных песен, струнный квартет, музыка к театральным постановкам и кинофильмам.