Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВО́АН-УИ́ЛЬЯМС РАЛФ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Б. Горбатов

ВО́АН-УИ́ЛЬЯМС (Vaughan Williams) Ралф (Рэйф) (12.10.1872, Да­ун-Амп­ни, граф­ст­во Гло­стер­шир – 26.8.1958, Лон­дон), английский ком­по­зи­тор. Из се­мьи юри­стов; ба­буш­ка по ма­те­рин­ской ли­нии – се­ст­ра Ч. Дар­ви­на. В 1895 окон­чил Три­ни­ти-кол­ледж Кем­бридж­ско­го университета у Ч. Ву­да, в 1896 – Ко­ро­лев­ский музыкальный кол­ледж в Лон­до­не, где учил­ся у У. Пар­ре­та (ор­ган), у Х. Пэр­ри и Ч. Стан­фор­да (ком­по­зи­ция). Со­вер­шен­ст­во­вал­ся у М. Бру­ха (Бер­лин, 1897) и М. Ра­ве­ля (Па­риж, 1908). Ор­га­нист лон­дон­ской церкви Св. Вар­на­вы (Са­ут-Лам­бет) (1896–99). Ос­но­ва­тель и главный ди­ри­жёр музыкального фес­ти­ва­ля в Лит-Хил­ле (1905–53). Художественный руководитель лон­дон­ско­го Ба­хов­ско­го хо­ра (1920–28). Профессор Ко­ро­лев­ско­го музыкального кол­лед­жа в Лон­до­не (с 1921). Со­труд­ни­чал с Английским обществом народной пес­ни и тан­ца, ар­хив при ко­то­ром (так называемая Ме­мо­ри­аль­ная библиотека) с 1958 но­сит его имя.

Р. Воан-Уильямс. Скульптурный портрет работы Ж. Эпштейна.

В.-У. – клю­че­вая фи­гу­ра но­вой английской ком­по­зи­тор­ской шко­лы («анг­лий­ский му­зы­каль­ный ре­нес­санс»). В твор­че­ст­ве опи­рал­ся на фольк­лор Ве­ли­ко­бри­та­нии и тра­ди­ции английского ба­рок­ко. Про­дол­жа­тель творческой ли­нии Э. Эл­га­ра, ока­зал боль­шое влия­ние на английских ком­по­зи­то­ров 20 в. (У. Уол­тон, М. Тип­петт, Б. Брит­тен). Основные чер­ты сти­ля сло­жи­лись в 1-й половине 1910-х гг. Наи­бо­лее из­вест­ные со­чи­не­ния это­го пе­рио­да: «Фан­та­зия на те­му Томаса Тал­ли­са для двойного струн­но­го ор­ке­ст­ра» (1910), «Взле­таю­щий жа­во­ро­нок» («The lark ascending»; пье­са для скрип­ки с ор­ке­ст­ром, 1914). В ос­но­ве опе­ры «Хью-гур­тов­щик» («Hugh the drover», 1914; пост. 1924, Лон­дон; по­след­няя редакция – 1956) – не­за­тей­ли­вый ме­ло­дра­ма­тический сю­жет из эпо­хи на­по­леонов­ских войн; ко­ме­дий­но-ли­рические ин­то­на­ции фольк­лор­но­го про­ис­хо­ж­де­ния мас­тер­ски впле­те­ны в изы­скан­ную опер­ную ткань, ха­рак­тер­ную для ру­бе­жа 19–20 вв. Вер­ши­ны твор­че­ст­ва ком­по­зи­то­ра – в об­лас­ти сим­фо­нической и во­каль­но-хо­ро­вой му­зы­ки. 4-я сим­фо­ния (1934) вос­при­ни­ма­лась со­вре­мен­ни­ка­ми как выс­шее дос­ти­же­ние но­вой английской ком­по­зи­тор­ской шко­лы. Ли­рическая куль­ми­на­ция твор­че­ст­ва В.-У. – 5-я сим­фо­ния (1943), соз­дан­ная на том же ма­те­риа­ле, что и опе­ра «Путь пи­лиг­ри­ма» («The pilgrim's progress», 1949; либретто В.-У. на основе аллегории Дж. Беньяна; авторское обозначение жанра — «morality», см. Моралите; пост. 1951, Лон­дон). 6-я сим­фо­ния (1947) от­ме­че­на на­строе­ния­ми край­не­го пес­си­миз­ма; не­обыч­но за­ду­ма­на и мас­тер­ски вы­пол­не­на фи­наль­ная фу­га, вы­дер­жан­ная в тем­пе лар­го и в ди­на­ми­ке пиа­нис­си­мо. 7-я сим­фо­ния (1952) на­пи­са­на на ма­те­риа­ле му­зы­ки к фильму «Скотт Ан­тарк­ти­че­ский» (1948) о по­ляр­ном ис­сле­до­ва­те­ле Р. Скот­те и по­свя­ще­на его па­мя­ти. Сре­ди во­каль­но-сим­фо­нических про­из­ве­де­ний вы­де­ля­ют­ся сюи­та для хо­ра и ор­ке­ст­ра «Пять порт­ре­тов Тю­до­ра Эл­ли­но­ра» (на сло­ва по­эта конца 15 – начала 16 вв. Дж. Скел­то­на, 1935), а так­же рож­де­ст­вен­ская кан­та­та «Hodie» («Ны­не»; на латинский и английский тек­сты, 1954). По­пу­ляр­но­стью поль­зу­ют­ся ду­хов­ные гим­ны В.-У. в об­ра­бот­ках для хо­ра с ор­га­ном, не­ко­то­рые из них бы­ту­ют как народные пес­ни. Сре­ди других со­чи­не­ний: оперы — «Влюбленный сэр Джон» («Sir John in love», либретто В.-У. по комедии У. Шекспира «Виндзорские насмешницы»; пост. 1929, Лондон), «Всадники моря» («Riders to the sea», 1927; пост. 1937, Лондон) и др.; ба­леты — «Ста­рый ко­роль Ко­ул» (1923, Лондон), «Иов. Танцевальная маска» («Job: A masque for dancing», пост. 1931, Лондон) и др.; об­ра­бот­ки народных пе­сен, струн­ный квар­тет, му­зы­ка к те­ат­раль­ным по­ста­нов­кам и ки­но­филь­мам.

Соч.: English folk-songs. L., 1912; Some thoughts on Beethoven’s choral symphony. L., 1953; Ста­нов­ле­ние му­зы­ки. М., 1961; Na­tio­nal music, and other essays. L., 1963.

Лит.: Pakenham S. R. V. Williams. A disco­very of his music. L., 1957; Ко­нен В. Р. Во­ан Уиль­ямс. Очерк жиз­ни и твор­че­ст­ва. М., 1958; Williams U. R. V. W.: a biography of R. V. Williams. L., 1964. Oxf., 1988; Kenne­dy M. The works of R. V. Williams. 2nd ed. L., 1966; Hurd M. V. Williams. L., 1970; Hes­se L.-W. Studien zum Schaffen des Kompo­ni­sten R. V. Williams. Regensburg, 1983; V. Wil­liams studies / Ed. A. Frogley. Camb., 1996; V. Williams in perspective / Ed. L. Foreman. [L.], 1998.

  • ВО́АН-УИ́ЛЬЯМС РАЛФ Ралф (12.10.1872–26.8.1958), англ. композитор, органист, дирижёр, педагог, фольклорист (2006)
Вернуться к началу