ШУ́ХАРДТ ГУГО
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШУ́ХАРДТ (Schuchardt) Гуго (4.2.1842, Гота – 21.4.1927, Грац), австр. и нем. языковед. Учился в Йенском и Боннском ун-тах, ученик Ф. Дица и А. Шлейхера. Проф. ун-тов в Галле (1873–76) и Граце (1876–1900).
Ш. – автор трудов по многим языкам, в т. ч. неиндоевропейским; особенно большой вклад внёс в исследование баскского яз. Впервые сформулировал понятие эргативного строя. В области индоевропеистики более всего известен постоянной полемикой с представителями младограмматизма, особенно в отношении понятия звукового закона. Ш. показывал, что в развитии языков имеется множество факторов, не позволяющих говорить о сколько-нибудь строгих законах. Он также выступал против абсолютизации регулярных соответствий между языками, приводя многочисл. примеры их нарушений, а праязык понимал не как единую систему, что было свойственно младограмматикам, а как совокупность диалектов. В отличие от А. Шлейхера и младограмматиков, Ш. считал, что языки могут не только расходиться, но и скрещиваться, поэтому у ряда языков может быть неск. предков и их нельзя относить к какой-то определённой семье и группе. Ш. был сильнее в критике, чем в построении собств. концепций; справедливо отмечая схематизм и прямолинейность подходов своих оппонентов, он не предложил сколько-нибудь чёткой альтернативной концепции. Не принял он и идей Ф. де Соссюра. Выход из кризиса в языкознании Ш. видел в укреплении содружества с историч. науками, основав «школу слов и вещей», в комплексе изучавшую историю предметов материальной и духовной культуры и историю их обозначений в языках. Это позволяло уточнить многие этимологии, развить методику историч. семантики. Однако свойственная науке того времени тенденция к несистемному, изолированному рассмотрению объектов исследования достигла в этой школе предела. Идеи Ш. оказали влияние на взгляды Н. Я. Марра в ранний период его науч. деятельности.