Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНАЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 664

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С. Кубрякова

АНАЛО́ГИЯ в лин­гвис­ти­ке, об­ра­зо­ва­ние од­ной язы­ко­вой фор­мы по об­раз­цу и подо­бию дру­гой; вос­про­из­ве­де­ние струк­тур­ных ха­рак­те­ри­стик од­ной еди­ни­цы в дру­гой; про­цесс упо­доб­ле­ния форм; не­ред­ко – пе­ре­нос от­но­ше­ний ме­ж­ду парой или се­ри­ей еди­ниц на дру­гую пару, се­рию (ти­па «стол:сто­лы» или «дом:до­мик» на «трак­тор:т­рак­то­ры» или «кот:­ко­тик»). А. – один из важ­ней­ших ме­ха­низ­мов ре­че­вой дея­тель­но­сти, ос­но­ван­ный на по­вто­ре­нии в ней го­то­вых об­раз­цов и соз­да­нии но­вых по то­му же ти­пу.

А. пред­по­ла­га­ет су­ще­ст­во­ва­ние в со­зна­нии го­во­ря­ще­го од­ной фор­мы как образ­ца для под­ра­жа­ния и вос­про­из­веде­ния в ак­тах ре­чи. Ши­ро­ко пред­став­ле­на в дет­ской ре­чи (ср. «но­гав» как «ру­кав», «ло­ма­тель» как «спа­са­тель» и «пи­са­тель» и т. п.). Ле­жит в ос­но­ве язы­ко­вых пра­вил, со­блю­де­ние ко­то­рых ве­дёт к по­ро­ж­де­нию еди­ниц по су­ще­ст­вую­щим мо­де­лям и/или ре­гу­ляр­ным об­раз­цам. Ши­ро­ко рас­про­стра­не­на в ди­ал. ре­чи («пе­ку, пе­кёшь, пе­кёт» вме­сто «пе­ку, пе­чёшь, пе­чёт»).

Вы­де­ля­ют­ся раз­ные ти­пы А.: по лек­сич. об­раз­цу, по сло­во­об­ра­зо­ват. ря­ду (напр., упо­доб­ле­ние форм по от­но­ше­нию к за­им­ст­во­ван­ным об­раз­цам – «дис­ко­те­ка, фо­но­те­ка» как «биб­лио­те­ка» при нем. Diskothek, Phono­thek, Bib­lio­thek); по вос­про­из­ве­де­нию па­ра­диг­мы и/или отд. её чле­нов (от­ку­да дуб­ле­ты ти­па «фа­ке­лы» и «фа­ке­ла» – мн. ч. от «фа­ке­л»; «трак­то­ры» и «трак­то­ра» – мн. ч. от «трак­тор») и т. п.

А. – важ­ный фак­тор в раз­ви­тии и функ­цио­ни­ро­ва­нии язы­ка, в упо­ря­до­чи­ва­нии его форм, в пе­ре­строй­ке и вы­рав­ни­ва­нии па­ра­дигм скло­не­ния имён и спря­же­ния гла­го­лов, в мо­де­ли­ро­ва­нии сло­во­об­ра­зо­ват. про­цес­сов и т. п. Име­ет ос­но­во­по­ла­гаю­щее зна­че­ние для ов­ла­де­ния язы­ком деть­ми и взрос­лы­ми, для фор­ми­ро­ва­ния на­вы­ков уст­ной и пись­мен­ной ре­чи.

Лит.: Прин­ци­пы ис­то­рии язы­ка. М., 1960; Куб­ря­ко­ва Е. С. Раз­мыш­ле­ния об ана­ло­гии // Сущ­ность, раз­ви­тие и функ­ции язы­ка. М., 1987; Wort­bildung: In­terak­tiv – im Sprach­system. Inns­bruck, 2000 (библ.).

Вернуться к началу