АНАЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНАЛО́ГИЯ в лингвистике, образование одной языковой формы по образцу и подобию другой; воспроизведение структурных характеристик одной единицы в другой; процесс уподобления форм; нередко – перенос отношений между парой или серией единиц на другую пару, серию (типа «стол:столы» или «дом:домик» на «трактор:тракторы» или «кот:котик»). А. – один из важнейших механизмов речевой деятельности, основанный на повторении в ней готовых образцов и создании новых по тому же типу.
А. предполагает существование в сознании говорящего одной формы как образца для подражания и воспроизведения в актах речи. Широко представлена в детской речи (ср. «ногав» как «рукав», «ломатель» как «спасатель» и «писатель» и т. п.). Лежит в основе языковых правил, соблюдение которых ведёт к порождению единиц по существующим моделям и/или регулярным образцам. Широко распространена в диал. речи («пеку, пекёшь, пекёт» вместо «пеку, печёшь, печёт»).
Выделяются разные типы А.: по лексич. образцу, по словообразоват. ряду (напр., уподобление форм по отношению к заимствованным образцам – «дискотека, фонотека» как «библиотека» при нем. Diskothek, Phonothek, Bibliothek); по воспроизведению парадигмы и/или отд. её членов (откуда дублеты типа «факелы» и «факела» – мн. ч. от «факел»; «тракторы» и «трактора» – мн. ч. от «трактор») и т. п.
А. – важный фактор в развитии и функционировании языка, в упорядочивании его форм, в перестройке и выравнивании парадигм склонения имён и спряжения глаголов, в моделировании словообразоват. процессов и т. п. Имеет основополагающее значение для овладения языком детьми и взрослыми, для формирования навыков устной и письменной речи.