Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕНШУА́ ЖИЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

БЕНШУА́ (Binchois, Binchoys) Жиль [ок. 1400, Монс (?) — 20.9.1460, Суаньи], франко-фламандский композитор, представитель «бургундской школы» (см. в ст. Нидерландская школа). Муз. образование, возможно, получил в Монсе, где в 1419–23 служил органистом в ц. Св. Вальдетруды. В 1424 поступил на службу к Уильяму де ла Полю (граф Саффолк), находившемуся в составе англ. войск, оккупировавших Север Франции (см. в ст. Столетняя война); первые дошедшие до нас сочинения Б. написаны по заказу графа (1424). Со 2-й пол. 1420-х гг. певчий бургундской придворной капеллы, с которой связан дальнейший расцвет его муз. и адм. карьеры (с 1437 «почётный секретарь» двора). Бенефиции, получаемые им в разных областях Бургундии, обеспечивали ему безбедное существование. Был знаком с Г. Дюфаи (документирована их встреча в 1449); предполагается, что творческое влияние их было взаимным. С 1452 до конца жизни каноник в коллегиальной ц. Св. Винсента в Суаньи (Валлония); в эти годы он, помимо занятий композицией, продолжал оставаться искусным певчим.

Наиболее ценная часть наследия — франц. многоголосные (преим. 3-голосные) песни – шансон (всего ок. 60). «Бургундская шансон» Б. — прямая наследница франц. многоголосных светских баллад и рондó периода арс нова, на стереотипные тексты с куртуазной тематикой. Авторы стихов, на которые писал Б., неизвестны, за исключением баллады «Dueil angoisseus rage demeseurée» на стихи Кристины Пизанской. Большинство шансон Б. написано в «консервативной» тернарной мензуре (см. Мензуральная нотация). Судя по частому отсутствию подтекстовки в голосах (кроме дисканта), а также по полному отсутствию текста в некоторых вводных разделах, можно предположить, что Б. предусматривал участие муз. инструментов; среди известных шансон — рондó «De plus en plus», «Triste plaisir», «Adieu mʼamour». В области церковной музыки Б. оставил ок. 28 сочинений на тексты отдельных частей ординария мессы (Kyrie, Gloria и др.; полных месс не сохранилось), 6 магнификатов, мотеты на традиц. гимнографич. тексты («Ave regina caelorum», «Ut queant laxis», «Veni creator spiritus», «Te Deum») и на свободно сочинённые «новые» стихи (напр., «Nove cantum melodie», 1431 – в технике изоритмии).

В духовной и светской музыке Б. (как и Г. Дюфаи) широко применял фобурдон. Некоторые мотеты представляют собой контрафактуру его же шансон, или наоборот (шансон «Mort en merchy» — контрафактура Магнификата шестого тона, мотет «Virgo rosa venustatis» — контрафактура шансон «Cʼest assez»). Звуковысотная структура музыки Б. — типичный образец старомодальной гармонии с опорой на квинтоктаву (как в музыке арс нова) и обильным использованием готической каденции. Развёртывание лада совершается путём обхода ступеней (по закону, присущему именно этому историч. типу гармонии), при этом «центральный тон» всей пьесы нельзя вывести непосредственно из каденционного плана. По этой причине ультима генеральной каденции (как в рондó «De plus en plus») некоторым зап. учёным кажется «неожиданным окончанием», а гармонич. стиль Б. в целом описывается как «странный» (Д. Славин).

Лит.: Fallows D. A catalogue of polyphonic songs, 1415—1480. Oxford, 1999; Binchois studies / Ed. by A. Kirkman and D. Slavin. Oxf., 2000.

Вернуться к началу