Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕНШУА́ ЖИЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: С. Н. Лебедев

БЕНШУА́ (Binchois, Binchoys) Жиль [ок. 1400, Монс (?) — 20.9.1460, Суаньи], франко-фламандский композитор, представитель «бургундской школы» (см. в ст. Нидерландская школа

 >>
). Муз. образование, возможно, получил в Монсе, где в 1419–23 служил органистом в ц. Св. Вальдетруды. В 1424 поступил на службу к Уильяму де ла Полю (граф Саффолк), находившемуся в составе англ. войск, оккупировавших Север Франции (см. в ст. Столетняя война
 >>
); первые дошедшие до нас сочинения Б. написаны по заказу графа (1424). Со 2-й пол. 1420-х гг. певчий бургундской придворной капеллы, с которой связан дальнейший расцвет его муз. и адм. карьеры (с 1437 «почётный секретарь» двора). Бенефиции, получаемые им в разных областях Бургундии, обеспечивали ему безбедное существование. Был знаком с Г. Дюфаи
 >>
(документирована их встреча в 1449); предполагается, что творческое влияние их было взаимным. С 1452 до конца жизни каноник в коллегиальной ц. Св. Винсента в Суаньи (Валлония); в эти годы он, помимо занятий композицией, продолжал оставаться искусным певчим.

Наиболее ценная часть наследия — франц. многоголосные (преим. 3-голосные) песни – шансон

 >>
(всего ок. 60). «Бургундская шансон» Б. — прямая наследница франц. многоголосных светских баллад и рондó периода арс нова
 >>
, на стереотипные тексты с куртуазной тематикой. Авторы стихов, на которые писал Б., неизвестны, за исключением баллады «Dueil angoisseus rage demeseurée» на стихи Кристины Пизанской
 >>
. Большинство шансон Б. написано в «консервативной» тернарной мензуре (см. Мензуральная нотация
 >>
). Судя по частому отсутствию подтекстовки в голосах (кроме дисканта), а также по полному отсутствию текста в некоторых вводных разделах, можно предположить, что Б. предусматривал участие муз. инструментов; среди известных шансон — рондó «De plus en plus», «Triste plaisir», «Adieu mʼamour». В области церковной музыки Б. оставил ок. 28 сочинений на тексты отдельных частей ординария мессы (Kyrie, Gloria и др.; полных месс не сохранилось), 6 магнификатов, мотеты на традиц. гимнографич. тексты («Ave regina caelorum», «Ut queant laxis», «Veni creator spiritus», «Te Deum») и на свободно сочинённые «новые» стихи (напр., «Nove cantum melodie», 1431 – в технике изоритмии
 >>
).

В духовной и светской музыке Б. (как и Г. Дюфаи) широко применял фобурдон

 >>
. Некоторые мотеты представляют собой контрафактуру
 >>
его же шансон, или наоборот (шансон «Mort en merchy» — контрафактура Магнификата шестого тона, мотет «Virgo rosa venustatis» — контрафактура шансон «Cʼest assez»). Звуковысотная структура музыки Б. — типичный образец старомодальной гармонии с опорой на квинтоктаву (как в музыке арс нова) и обильным использованием готической каденции
 >>
. Развёртывание лада совершается путём обхода ступеней (по закону, присущему именно этому историч. типу гармонии), при этом «центральный тон» всей пьесы нельзя вывести непосредственно из каденционного плана. По этой причине ультима
 >>
генеральной каденции (как в рондó «De plus en plus») некоторым зап. учёным кажется «неожиданным окончанием», а гармонич. стиль Б. в целом описывается как «странный» (Д. Славин).

Лит.: Fallows D. A catalogue of polyphonic songs, 1415—1480. Oxford, 1999; Binchois studies / Ed. by A. Kirkman and D. Slavin. Oxf., 2000.

Вернуться к началу