Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАВА́ЛЛИ ФРАНЧЕСКО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 349

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАВА́ЛЛИ (Cavalli) (наст. фам. Ка­лет­ти, Caletti) Фран­че­ско (Пьер Фран­че­ско) (14.2.1602, Кре­ма – 14.1.1676, Ве­не­ция), итал. ком­по­зи­тор, ор­га­нист и пе­вец (те­нор). Один из круп­ней­ших мас­те­ров ве­не­ци­ан­ской опе­ры 17 в. (см. Ве­не­ци­ан­ская шко­ла). Из се­мьи му­зы­кан­та, ка­пель­мей­сте­ра ме­ст­но­го со­бо­ра. При­нял фа­ми­лию сво­его по­кро­ви­те­ля, ве­не­ци­ан­ско­го гу­бер­на­то­ра Фе­де­ри­ко Ка­вал­ли. С 1616 пев­чий со­бо­ра Св. Мар­ка в Ве­неции, где сре­ди его на­став­ни­ков был К. Мон­те­вер­ди, од­но­вре­мен­но в 1620-х гг. ор­га­нист ц. Сан­ти-Джо­ван­ни-э-Пао­ло. С 1639 2-й ор­га­нист со­бо­ра Св. Мар­ка. С кон. 1630-х гг. К. как ком­по­зи­тор и им­пре­са­рио ак­тив­но уча­ст­во­вал в ста­нов­ле­нии опер­но­го жан­ра в Ве­не­ции (де­бют – «Свадь­ба Фе­ти­ды и Пе­лея», 1639). В сер. 17 в. стал са­мой за­мет­ной фи­гу­рой в итал. опе­ре. В 1660 по при­гла­ше­нию Дж. Ма­за­ри­ни прие­хал в Па­риж, где по­ста­вил опе­ры «Ксеркс» (с увер­тю­рой и ба­лет­ны­ми но­ме­ра­ми, на­пи­сан­ны­ми Ж. Б. Люл­ли) и «Влюб­лён­ный Гер­ку­лес» (1662). По воз­вра­ще­нии в Ве­не­цию за­нял пост со­бор­но­го ка­пель­мей­сте­ра (1668). Ав­тор св. 30 опер пре­им. на ми­фо­ло­гич. сю­же­ты («Ди­до­на», 1641, «Ясон», 1649, «Кал­ли­сто», 1651, все – Ве­не­ция; мно­гие ут­ра­че­ны). Со­хра­нив­шие­ся про­из­ве­де­ния ду­хов­ных жан­ров (мес­сы, псал­мы, Ре­к­ви­ем и др.) – мо­ну­мен­таль­ные ком­по­зи­ции кон­церт­но­го сти­ля в тра­ди­ци­ях ве­не­ци­ан­ской цер­ков­ной му­зы­ки.

Лит.: Wellesz E. Cavalli und der Stil der ve­ne­tianischen Oper 1640–1660 // Studien zur Musikwissenschaft. 1913. H. 1; Prunières H. Cavalli et l’opéra vénitien au XVIIe siècle. P., 1931; Glover J. Cavalli. L., 1978; Rosand E. Opera in the XVII century Venice. Berk.; Oxf., 1991; Ем­цо­ва О. Пе­ре­мен­чи­вая Фор­ту­на ве­не­ци­ан­ско­го Ам­фио­на // Ста­рин­ная му­зы­ка. 2002. № 2.

Вернуться к началу