Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЛЬДА́РА АНТОНИО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 564

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАЛЬДА́РА (Caldara) Ан­то­нио (ок. 1671, Ве­не­ция – 28.12.1736, Ве­на), итал. ком­по­зи­тор и ди­ри­жёр. Сын скри­па­ча. В юно­сти пел в хо­ре со­бо­ра Св. Мар­ка в Ве­не­ции, с 1693 вио­лон­че­лист со­бор­ной ка­пел­лы. В 1699–1707 ка­пель­мей­стер в Ман­туе, в 1709–16 (с пе­ре­ры­вом) ка­пель­мей­стер кн. Рус­по­ли в Ри­ме, с 1717 до кон­ца жиз­ни ви­це-ка­пель­мей­стер имп. дво­ра в Ве­не. В 1725 ос­но­вал «Це­ци­ли­ан­ский со­юз», про­па­ган­ди­ро­вав­ший цер­ков­ную му­зы­ку. Пер­вые муз. со­чи­не­ния от­но­сят­ся к 1690-м гг. (цер­ков­ные со­на­ты op. 1, ка­мер­ные со­на­ты op. 2, соль­ные кан­та­ты op. 3). Об­шир­ное на­сле­дие К. вклю­ча­ет мно­го опер и ора­то­рий, соз­дан­ных для Ве­ны и Зальц­бур­га (на др. сце­нах опе­ры К. по­яв­ля­лись ред­ко). Один из вид­ней­ших мас­те­ров во­каль­ной му­зы­ки сво­его вре­ме­ни, поль­зо­вал­ся сла­вой кон­тра­пунк­ти­ста. Ав­тор цер­ков­ных со­чи­не­ний (Crucifixus для 16 го­ло­сов, Dies irae для со­лис­тов, хо­ра и ор­ке­ст­ра, св. 100 пол­ных цик­лов месс и их час­тей, оф­фер­то­рии, гра­дуа­лы, мо­те­ты, псал­мы, гим­ны, Маг­ни­фи­кат, Stabat Mater и др.; мно­гие из них опубл. в се­рии «Denkmäler der Tonkunst in Ӧster­reich»), ора­то­рий (св. 40), свет­ских кан­тат (ок. 100), мо­те­тов, мад­ри­га­лов для 4–5 го­ло­сов, ка­но­нов (ок. 500). Со­че­тал ве­не­ци­ан­ские и не­апо­ли­тан­ские тра­ди­ции с эле­мен­та­ми австр. муз. куль­ту­ры. В чис­ле муз.-сце­нич. про­из­ве­де­ний (все­го ок. 90) – опе­ры-се­риа, в т. ч. на либр. А. Дзе­но («Ифи­ге­ния в Ав­ли­де», 1718; «Дик­та­тор Лу­ций Па­пи­рий», 1719; «Джан­гир, им­пе­ра­тор мо­го­лов», 1724; «Мит­ри­дат», 1728). К. – пер­вый ком­по­зи­тор, пи­сав­ший опе­ры на либр. П. Ме­та­ста­зио: «Де­мет­рий» (1731), «Ад­ри­ан в Си­рии» (1732), «Олим­пиа­да» (1733), «Де­мо­фонт» (1733), «Ми­ло­сер­дие Ти­та» (1734), «Фе­ми­стокл» (1736) и др. На либр. Дж. К. Пас­куи­ни соз­дал опе­ру-тра­ги­ко­ме­дию «Дон Ки­хот при дво­ре гер­цо­ги­ни» (1727, по М. де Сер­ван­те­су), муз. ко­ме­дии «Раз­оча­ро­ван­ные» (1729, по «Ми­зан­тро­пу» Моль­е­ра), «Сан­чо Пан­са, гу­бер­на­тор ост­ро­ва Ба­рат­та­рия» (1730, по Сер­ван­те­су, пост. в 1733). Ему при­над­ле­жит так­же му­зы­ка дра­ма­тич. скер­цо «Тер­пе­ние Со­кра­та с дву­мя жё­на­ми» (1731, совм. с И. Г. Рой­те­ром). Сре­ди ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ний: сим­фо­нии, трио-со­на­ты, соль­ные со­на­ты для разл. ин­ст­ру­мен­тов, кла­вир­ные пье­сы.

Лит.: Kirkendale U. A. Caldara: sein Leben und seine venezianisch-römischen Oratorien. Graz, 1966; Riedel F. W. Kirchenmusik am Hofe Karls VI. (1711–1740). Münch., 1977; A. Cal­da­ra: essays on his life and times / Ed. B. W. Pri­tchard. Aldershot, 1987; Freeman D. E. Newly-found roots of the Don Juan tradition in opera: A. Denzio and A. Caldara’s «La pravita castigata» // Studi musicali. 1992. Vol. 21. № 1.

Вернуться к началу