ПЛЕ́СНЕР ПЛЕССНЕР ХЕЛЬМУТ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛЕ́СНЕР, Плесснер (Plessner) Хельмут (4.9.1892, Висбаден – 12.6.1985, Гёттинген), нем. философ, один из основоположников философской антропологии как спец. дисциплины. Родился в семье врача. В 1910–16 изучал медицину, зоологию и философию в ун-тах Фрайбурга, Гейдельберга, Берлина и Гёттингена, его учителями были Х. Дриш, В. Виндельбанд, М. Вебер и Э. Гуссерль. После защиты диссертации в 1920 в Кёльнском ун-те стал преподавать в нём (с 1926 экстраординарный проф.). В 1928 выходит гл. труд П. «Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию» («Die Stufen des Organischen und der Mensch: Einleitung in die philosophische Anthropologie», рус. пер. 2004), дополненный затем социально-антропологич. частью «Власть и человеческая природа» («Macht und menschliche Natur», 1931). После прихода нацистов к власти в Германии в 1933 уволен из ун-та из-за евр. происхождения, эмигрировал в Нидерланды, где преподавал социологию и философию в ун-те Гронингена (во время нем. оккупации находился на нелегальном положении). В 1951 возвратился в Германию, преподавал социологию и философию в ун-те Гёттингена (до 1962), одновременно по приглашению М. Хоркхаймера и Т. Адорно сотрудничал во франкфуртском Ин-те социальных исследований. В 1955–59 возглавлял Нем. социологич. общество.
Филос. и социологич. мысль П. формировалась в диалоге с феноменологией Э. Гуссерля, филос. антропологией М. Шелера, экзистенциальной философией М. Хайдеггера, социальной теорией франкфуртской школы. В то же время он опирался на данные, почерпнутые им из естеств. наук, прежде всего из биологии (работы Я. фон Икскюля и др.). Специфич. особенность живого П. усматривал в том, что в отличие от неорганических тел оно само полагает свою границу во взаимоотношениях с окружающим миром. Рассматривая разл. формы («ступени») этих взаимоотношений, П. выделил открытую форму организации растения, непосредственно включённого в окружающую среду, и замкнутую форму организации животного в силу опосредованного характера этой включённости благодаря наличию центра, управляющего «функциональным кругом» сенсомоторных процессов. Если у растения нет центра, то «животное живёт из своего центра вовне и в свой центр вовнутрь, но оно не живёт как центр», который не дан ему в переживании. В отличие от этого, человек «знает» об этом центре и тем самым преступает его, дистанцируется от него; не переставая быть самим собой, он существует в то же время «вне себя» (как «другой самого себя»): его идентичность не задана ему изначально, и он находится в постоянном поиске её. Такова парадоксальная «эксцентрическая позиция» («exzentrische Positionalität») человека, которая раскрывается в формулируемых П. антропологич. законах «естественной искусственности» (в отличие от недостижимой для человека «естественности» др. живых существ, ему предстоит «вести» свою жизнь, стать тем, что он уже есть), «опосредованной непосредственности» и «утопического местоположенния».
«Эксцентричность», по П., лежит и в основе таких специфичных для человека способов самовыражения, как смех и плач: в ситуациях невозможности для личности дать осмысленный ответ с помощью вербальных и др. знаковых средств коммуникации физиологич. автоматизм обособившегося от личности тела становится единственно возможным ответом («Смех и плач. Исследование границ человеческого поведения» – «Lachen und Weinen. Eine Untersuchung der Grenzen menschlichen Verhaltens», 1941). Выдвинутые П. вслед за И. Г. Гердером идеи «эстезиологии духа», или антропологии чувств («Единство чувств» – «Die Einheit der Sinne», 1923), исследующей связь между духовной стороной человека и его чувственно-телесной организацией, были развиты в работах нем. психолога Э. Штрауса, голл. психолога Ф. Бейтендейка и др.
В работе «Границы общности. Критика социального радикализма» («Grenzen der Gemeinschaft. Eine Kritik des sozialen Radikalismus», 1924) в контексте введённой Ф. Тённисом антитезы «общности» (Gemeinschaft) и «общества» (Gesellschaft) П. подчёркивал утопич. характер любых (националистических, коммунистических и т. п.) проектов воссоздания некоей «идеальной» общности, считая, что только в обществе имеются необходимые условия для развития личности и её дистанции по отношению к другим и самому себе. Анализируя социальную и идеологич. историю Германии, П. сформулировал понятие «запоздалой нации» («Die verspätete Nation», 1959), объясняющее, по его мнению, своеобразие и пароксизмы истории Германии в 19–20 вв. Идеи П. оказали влияние на феноменологич. социологию П. Бергера и Т. Лукмана.