ЛИРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ, нар. песни, содержание которых связано с чувствами человека и его размышлениями о своей судьбе. В рус. нар. терминологии Л. п. обозначаются как «протяжные», «долгие», «голосовые», «проголосные». По стилистике различаются 3 осн. группы: протяжные лирич. и лирико-эпич. песни крестьянской традиции; лирич. городские песни, канты, романсы; песни смешанного типа, сочетающие элементы крестьянской и гор. песенности (песня-романс, народный романс, казачий романс).
Протяжная Л. п. как оригинальный жанр рус. фольклора появилась в 15–16 вв.; для неё характерны развитая мелодика, распевы слогов, долгое развёртывание напева, 7-ступенная диатоника. Некоторые песни крестьянской традиции стилистически родственны обрядовым («Весёлая беседушка»). В 18 в. появились городские Л. п. – как правило, на авторские стихи (см. в ст. Авторская песня). Тематика Л. п. разнообразна: распространены песни семейно-бытовые, любовные (преим. женские), рекрутские, солдатские, казачьи, тюремные, ямщицкие (мужские) и др. Мн. песни посвящены девичьей и женской доле: «Лучинушка», «Прощай, радость», «Надоели ночи, надоскучили», «Эх ты, Ваня» и др. В развёрнутых сюжетах лирико-эпич. песен личная судьба переплетается с событиями обществ. значения («Уж вы, горы», «Уж ты, поле», «Уж ты, степь» и др.); гл. тема – смерть доброго молодца (казака, солдата, ямщика) в дальнем краю. Широко известные городские Л. п.: «Среди долины ровныя», «Не брани меня, родная», «Степь да степь кругом», «Выхожу один я на дорогу»; песни смешанного типа – «Ах ты, ноченька» (известна в исполнении Ф. И. Шаляпина), «Сидел Ваня на диване», «В последний час разлуки». Л. п. пелись в разных ситуациях – в свадебном обряде, «на беседе», для себя и др.; оказали влияние на свадебные, хороводные, эпические песни.
В 19–20 вв. записано множество Л. п. крестьянской традиции («классические» образцы – в сб-ках М. А. Балакирева, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова и др.), запись сложнейших образцов многоголосия стала возможной в нач. 20 в. благодаря Е. Э. Линёвой, впервые применившей фонограф. Ряд ценных записей сделан в сер. – 2-й пол. 20 в. Городские Л. п. получили широкую известность благодаря многочисл. сб-кам песен.
Л. п. оказали влияние на всю рус. культуру. Их стилистика стала основой мелодич. языка рус. проф. музыки. Мн. песни нашли применение в композиторском творчестве: лирико-эпич. «Уж ты поле моё, поле чистое» из сб-ка М. А. Балакирева – в опере «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, «Исходила младенька» из сб-ка Римского-Корсакова – в опере «Хованщина» М. П. Мусоргского, протяжная «Как за речкой, братцы, за рекою» из сб-ка А. К. Лядова – в сюите «Восемь русских песен для оркестра» Лядова. Текст лирико-эпич. песни «Не шуми, мати, зелёная дубравушка» (из сб-ка М. Д. Чулкова «Собрание разных песен», ч. 1–4, 1770–74) цитируется в романах А. С. Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка».
Л. п. продолжают жить в устной традиции в гор. и сельском быту, исполняются нар. коллективами, фольклорными ансамблями, входят в репертуар проф. хоров.