Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 565

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Фраёнова

ЛИРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ, нар. пес­ни, со­дер­жа­ние ко­то­рых свя­за­но с чув­ст­ва­ми че­ло­ве­ка и его раз­мыш­ле­ния­ми о сво­ей судь­бе. В рус. нар. тер­ми­но­ло­гии Л. п. обо­зна­ча­ют­ся как «про­тяж­ные», «дол­гие», «го­ло­со­вые», «про­го­лос­ные». По сти­ли­сти­ке раз­ли­ча­ют­ся 3 осн. груп­пы: про­тяж­ные ли­рич. и ли­ри­ко-эпич. пес­ни кре­сть­ян­ской тра­ди­ции; ли­рич. го­род­ские пес­ни, кан­ты, ро­ман­сы; пес­ни сме­шан­но­го ти­па, со­че­таю­щие эле­мен­ты кре­сть­ян­ской и гор. пе­сен­но­сти (пес­ня-ро­манс, на­род­ный ро­манс, ка­за­чий ро­манс).

Про­тяж­ная Л. п. как ори­ги­наль­ный жанр рус. фольк­ло­ра поя­ви­лась в 15–16 вв.; для неё ха­рак­тер­ны раз­ви­тая ме­ло­ди­ка, рас­пе­вы сло­гов, дол­гое раз­вёр­ты­ва­ние на­пе­ва, 7-сту­пен­ная диа­то­ни­ка. Не­ко­то­рые пес­ни кре­сть­ян­ской тра­ди­ции сти­ли­сти­че­ски род­ст­вен­ны об­ря­до­вым («Ве­сё­лая бе­се­душ­ка»). В 18 в. по­яви­лись го­род­ские Л. п. – как пра­ви­ло, на ав­тор­ские сти­хи (см. в ст. Ав­тор­ская пес­ня). Те­ма­ти­ка Л. п. раз­но­об­раз­на: рас­про­стра­не­ны пес­ни се­мей­но-бы­то­вые, лю­бов­ные (пре­им. жен­ские), рек­рут­ские, сол­дат­ские, ка­за­чьи, тю­рем­ные, ям­щиц­кие (муж­ские) и др. Мн. пес­ни по­свя­ще­ны де­вичь­ей и жен­ской до­ле: «Лу­чи­нуш­ка», «Про­щай, ра­дость», «На­дое­ли но­чи, на­дос­ку­чи­ли», «Эх ты, Ва­ня» и др. В раз­вёр­ну­тых сю­же­тах ли­ри­ко-эпич. пе­сен лич­ная судь­ба пе­ре­пле­та­ет­ся с со­бы­тия­ми об­ществ. зна­че­ния («Уж вы, го­ры», «Уж ты, по­ле», «Уж ты, степь» и др.); гл. те­ма – смерть доб­ро­го мо­лод­ца (ка­за­ка, сол­да­та, ям­щи­ка) в даль­нем краю. Ши­ро­ко из­вест­ные го­род­ские Л. п.: «Сре­ди до­ли­ны ров­ныя», «Не бра­ни ме­ня, род­ная», «Степь да степь кру­гом», «Вы­хо­жу один я на до­ро­гу»; пес­ни сме­шан­но­го ти­па – «Ах ты, но­чень­ка» (из­вест­на в ис­пол­не­нии Ф. И. Ша­ля­пи­на), «Си­дел Ва­ня на ди­ва­не», «В по­след­ний час раз­лу­ки». Л. п. пе­лись в раз­ных си­туа­ци­ях – в сва­деб­ном об­ря­де, «на бе­се­де», для се­бя и др.; ока­за­ли влия­ние на сва­деб­ные, хо­ро­вод­ные, эпи­чес­кие пес­ни.

В 19–20 вв. за­пи­са­но мно­же­ст­во Л. п. кре­сть­ян­ской тра­ди­ции («клас­си­че­ские» об­раз­цы – в сб-ках М. А. Ба­ла­ки­ре­ва, А. К. Ля­до­ва, Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва и др.), за­пись слож­ней­ших об­раз­цов мно­го­го­ло­сия ста­ла воз­мож­ной в нач. 20 в. бла­го­да­ря Е. Э. Ли­нё­вой, впер­вые при­ме­нив­шей фо­но­граф. Ряд цен­ных за­пи­сей сде­лан в сер. – 2-й пол. 20 в. Го­род­ские Л. п. по­лу­чи­ли ши­ро­кую из­вест­ность бла­го­да­ря мно­го­числ. сб-кам пе­сен.

Л. п. ока­за­ли влия­ние на всю рус. куль­ту­ру. Их сти­ли­сти­ка ста­ла ос­но­вой ме­ло­дич. язы­ка рус. проф. му­зы­ки. Мн. пес­ни на­шли при­ме­не­ние в ком­пози­тор­ском твор­че­ст­ве: ли­ри­ко-эпич. «Уж ты по­ле моё, по­ле чис­тое» из сб-ка М. А. Ба­ла­ки­ре­ва – в опе­ре «Пско­ви­тян­ка» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «Ис­хо­ди­ла мла­день­ка» из сб-ка Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва – в опе­ре «Хо­ван­щи­на» М. П. Му­сорг­ско­го, про­тяж­ная «Как за реч­кой, брат­цы, за ре­кою» из сб-ка А. К. Ля­до­ва – в сюи­те «Во­семь рус­ских пе­сен для ор­ке­ст­ра» Ля­до­ва. Текст ли­ри­ко-эпич. пес­ни «Не шу­ми, ма­ти, зе­лё­ная дуб­ра­вуш­ка» (из сб-ка М. Д. Чул­ко­ва «Со­б­ра­ние раз­ных пе­сен», ч. 1–4, 1770–74) ци­ти­ру­ет­ся в ро­ма­нах А. С. Пуш­ки­на «Дуб­ров­ский» и «Ка­пи­тан­ская доч­ка».

Л. п. про­дол­жа­ют жить в уст­ной тра­ди­ции в гор. и сель­ском бы­ту, ис­пол­ня­ют­ся нар. кол­лек­ти­ва­ми, фольк­лор­ны­ми ан­самб­ля­ми, вхо­дят в ре­пер­ту­ар проф. хо­ров.

Изд.: Ве­ли­ко­рус­ские пес­ни в на­род­ной гар­мо­ни­за­ции. За­пи­са­ны Е. Ли­не­вой. СПб., 1904–1909. Вып. 1–2; Рус­ские на­род­ные пес­ни Под­мос­ко­вья, со­б­ран­ные на­род­ным пев­цом-умель­цем П. Г. Яр­ко­вым с 1890 по 1930. М., 1951; Рим­ский-Кор­са­ков Н. А. Сто рус­ских на­род­ных пе­сен. М.; Л., 1951; Ба­ла­ки­рев М. Рус­ские на­род­ные пес­ни. М., 1957; Ля­дов А. Пес­ни рус­ско­го на­ро­да в об­ра­бот­ке для од­но­го го­ло­са и фор­тепь­я­но. М., 1959; 20 рус­ских на­род­ных пе­сен в зву­ко­за­пи­сях Е. Ли­не­вой, М. Пят­ниц­ко­го, З. Эвальд, Е. Гип­пиу­са, 1897–1935. М., 1979; Усть­ян­ские пес­ни / Сост. А. Мех­не­цов, Ю. Мар­чен­ко, Е. Мель­ник. Л., 1983. Вып. 1; Рус­ские на­род­ные пес­ни. Ме­ло­дии и тек­сты. М., 1987; Ги­ля­ро­ва Н. Н. На­род­ный ро­манс. М., 1998.

Лит.: Щу­ров В. М. Сти­ле­вые ос­но­вы рус­ской на­род­ной му­зы­ки. М., 1998.

Вернуться к началу