НАРО́ДНЫЙ СТИХ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАРО́ДНЫЙ СТИХ русский, стихотворные формы, употребительные в устной нар. поэзии. Различают 3 основных типа. Говорной стих – употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т. п.; это текст, чётко расчленённый на зарифмованные речевые отрезки, обычно со смежными рифмами, без всякой внутр. ритмич. организации («Ложкой кормит, а стеблем глаз колет», «Доселева Макар огороды копал, а ныне Макар в воеводы попал»). Речитативный стих – употребителен в былинах, историч. песнях, балладах, духовных стихах, причитаниях; он нерифмованный, с окончаниями женскими или чаще дактилическими (см. Клаузула). Наиболее частый вид – 3-иктный, развившийся из общеслав. 10-сложного стиха; промежутки между сильными местами (иктами) здесь колеблются от 1 до 3 слогов, так что строки этого размера могут звучать и как хореи («Как во славном было городе во Киеве»), и как анапесты («Как во славном во городе Киеве»), и как тактовики («Как во славном во городе во Киеве»), и как дольники («Как во славном городе Киеве»). У разных сказителей этот размер обладает разл. степенью строгости и разнообразия. Реже употребляются размеры 2-иктный (напр., в былине о Щелкане) и 4-иктный (в некоторых историч. песнях). Песенный стих – употребителен в лирич. песнях; ритм его тесно связан с напевом и колеблется между сравнительно строгим строением (4- и 6-стопный хорей) и очень сложными вариациями (зависящими от напева), законы которых до сих пор не вполне исследованы. Несколько более прост стих частушечных (см. Частушка) и плясовых песен, имеющий вид дольника на хореич. основе. В лит. стихе говорной тип Н. с. лёг в основу досиллабич. стихосложения 17 в.; речитативный стих воспроизводился в «Песнях западных славян» А. С. Пушкина, «Песне про царя Ивана Васильевича...» М. Ю. Лермонтова; имитации песенного типа (частушечных размеров) встречаются в совр. поэзии.