Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЕЙН ШАЙН ИОГАНН ГЕРМАН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 778

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ШЕЙН, Шайн (Schein) Ио­ганн Гер­ман (20.1.1586, Грюн­хайн-Бай­ер­фельд, Сак­со­ния – 19.11.1630, Лейп­циг), нем. ком­по­зи­тор. В 1599–1603 пев­чий при­двор­ной ка­пел­лы в Дрез­де­не. Учил­ся на юри­дич. ф-те Лейп­циг­ско­го ун-та (окон­чил в 1612), од­но­вре­мен­но со­чи­нял му­зы­ку (1-я публ. – 1609, Вит­тен­берг). В 1615–1616 ка­пель­мей­стер при дво­ре гер­цо­га Сак­сен-Вей­мар­ско­го Ио­ган­на Эрн­ста I в Вей­ма­ре. С 1616 кан­тор То­ма­скир­хе и ру­ко­во­ди­тель гор. му­зы­ки в Лейп­ци­ге. Близ­кий друг Г. Шют­ца.

Ос­но­ва твор­че­ст­ва – ду­хов­ная му­зы­ка: ду­хов­ные кон­цер­ты [2 сб-ка «Opella nova» – 1618 (хо­ро­вые) и 1626 (хо­ровые и соль­ные кон­цер­ты)], мо­те­ты (сб. «Си­он­ский ким­вал» – «Cymbalum Sio­niu­m sive Cantiones sacrae», 1615), об­ра­бот­ки (пре­им. 4-го­лос­ные; все­го ок. 300) нем. и лат. хо­ра­лов («Cantio­nal», 1627). Как и Г. Шютц, Ш. мно­го со­чи­нял в итал. сти­ле: 3-го­лос­ные вил­ла­нел­лы [3 сб-ка «Лес­ных пе­се­нок» («Musica boscareccia, oder Wald-Lieder­lein») – 1621, 1626, 1628], ду­хов­ные мад­ри­га­лы (сб. «Из­ра­иль­ский ис­точ­ник» – «Israelsbrünnlein», 1623). При этом вил­ла­нел­лы и мад­ри­га­лы на­пи­са­ны не на итал., а на нем. (в т. ч. биб­лей­ские) тек­сты. Мад­ри­гал «Da Jakob vollendet hatte» (на текст Быт. 49:33 и 50:1) – при­мер ха­рак­тер­ной для Ш. изо­бре­та­тель­но­сти в гар­мо­нии, по­ли­фо­нии и фор­ме в свя­зи с об­щим «ри­то­ри­че­ским» замыс­лом ком­по­зи­ции. В от­ли­чие от Шют­ца, Ш. охот­но пи­сал так­же свет­скую ин­ст­ру­мен­таль­ную му­зы­ку, сре­ди со­чи­не­ний – 20 тан­це­валь­ных сю­ит в сб. «Му­зы­каль­ное пир­ше­ст­во» («Ban­chetto musicale», 1617). Он так­же ре­комен­до­вал свои во­каль­ные со­чи­не­ния для аль­тер­на­тив­но­го ис­пол­не­ния ин­ст­ру­мен­таль­ным ан­самб­лем.

Вернуться к началу