Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МО́РЛИ ТОМАС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 131

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МО́РЛИ (Morley) То­мас (1557 или 1558, Но­ридж – окт. 1602, Лон­дон), англ. ком­по­зи­тор, но­то­из­да­тель, тео­ре­тик му­зы­ки. Уче­ник У. Бёр­да. Окон­чил Окс­форд­ский ун-т (1588). В 1589–92 ор­га­нист со­бо­ра Св. Пав­ла в Лон­до­не, в 1592–1602 ор­га­нист и пев­чий в ко­ро­лев­ской ка­пел­ле. В 1598 раз­вер­нул но­то­из­да­тель­скую дея­тель­ность, про­па­ган­ди­ро­вал англ. и итал. му­зы­ку. Сде­лал мно­же­ст­во об­ра­бо­ток со­чи­не­ний Дж. Гас­толь­ди, Ф. Ане­рио, Л. Ма­рен­цио с англ. тек­ста­ми. В опуб­ли­ко­ван­ный им мад­ри­галь­ный сб. «Три­ум­фы Ориа­ны» (1601) во­шли пье­сы 23 англ. ком­по­зи­то­ров, ка­ж­дая из них со­дер­жит од­ну и ту же за­клю­чит. стро­фу – па­не­ги­рик Ориа­не; под этим име­нем, воз­мож­но, скры­ва­ет­ся ко­ро­ле­ва Ели­за­ве­та I Тю­дор. Сле­дуя тра­ди­ци­ям «италь­ян­ско­го» вку­са, раз­вив­ше­го­ся при её дво­ре, М. пи­сал мад­ри­га­лы, кан­цо­нет­ты, бал­лет­то, арии для го­ло­са и лют­ни, что да­ло силь­ней­ший им­пульс раз­ви­тию этих жан­ров в Анг­лии. Ав­тор мно­го­го­лос­ных цер­ков­ных пес­но­пе­ний для разл. служб оф­фи­ция (на англ. язы­ке). М. при­над­ле­жит пер­вый англ. трак­тат по ком­по­зи­ции «Про­стое и лёг­кое вве­де­ние в му­зы­каль­ную прак­ти­ку» (1597); на­пи­сан­ный не­при­ну­ж­дён­ным язы­ком, в фор­ме диа­ло­гов, трак­тат со­дер­жит мно­го при­ме­ров из со­чи­не­ний М. и его со­вре­мен­ни­ков, да­ёт пред­став­ле­ние о муз. жиз­ни и муз.-эс­те­тич. воз­зре­ни­ях эпо­хи.

Соч.: A plaine and easie introduction to prac­ti­call musicke / Ed. R. A. Harman. L., 1952.

Лит.: Fellowes E. H. The English madrigal. Oxf., 1925; Reese G. Music in the Renaissan­ce. L., 1954; Monson C. Voices and viols in Eng­land, 1600–1650: the sources and the mu­sic. Ann Arbor, 1982; Klotz S. W. Shakespeare und T. Morley im Goldenen Zeitalter der Mu­sik: Historische Koordinaten zu ihren Schaf­fen // Beiträge zur Musikwissenschaft. 1989. Bd 31. № 1; Jacobson D. C. T. Morley and the Italian madrigal tradition: a new perspective // Jour­nal of Musicology. 1996. Vol. 14. № 1.

Вернуться к началу