Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРЕЛЮ́ДИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 428

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПРЕЛЮ́ДИЯ, пре­люд (ср.-век. лат. praeludium, от лат. praeludo – иг­рать пред­ва­ри­тель­но, в ви­де про­бы), не­боль­шая ин­ст­ру­мен­таль­ная пье­са. Пер­во­на­чаль­но пред­став­ля­ла со­бой всту­п­ле­ние им­про­ви­зац. ха­рак­те­ра к осн. пье­се (обыч­но фу­ге) 2-ча­ст­но­го цик­ла (об­раз­цы – в «Хо­ро­шо тем­пе­ри­ро­ван­ном кла­ви­ре» И. С. Ба­ха) или к мно­го­ча­ст­но­му цик­лич. про­из­ве­де­нию (см. Сюи­та). В 16–18 вв. скла­ды­ва­ет­ся жанр П. как са­мо­сто­ят. пье­сы, по ха­рак­те­ру и ти­пу из­ло­же­ния близ­кой фан­та­зии. В 19 в. П. ста­но­вит­ся од­ним из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных жан­ров ми­ниа­тю­ры в твор­че­ст­ве ком­по­зи­то­ров-ро­ман­ти­ков (цик­лы фп. пре­лю­дий Ф. Шо­пе­на, А. Н. Скря­би­на и др.). В твор­че­ст­ве ком­по­зи­то­ров 20 в. П. мо­жет вы­пол­нять всту­пит. функ­цию (Пре­лю­дии и фу­ги Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча, Р. К. Щед­ри­на), яв­лять­ся са­мо­сто­ят. пье­сой (у С. В. Рах­ма­ни­но­ва, Шос­та­ко­ви­ча); воз­мо­жен цикл с П. в на­ча­ле, ин­тер­лю­дия­ми в се­ре­ди­не и т. н. по­стлю­ди­ей в кон­це («Ludus tonalis» для фп. П. Хин­де­ми­та). См. так­же Ин­тра­да, Ин­тро­дук­ция, Ток­ка­та, Увер­тю­ра, Хо­раль­ная об­ра­бот­ка.

Вернуться к началу