Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИНИАТЮ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 361-362

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МИНИАТЮ́РА, 1) не­боль­шая ин­ст­ру­мен­таль­ная муз. пье­са. Не­ред­ко име­ет за­го­ло­вок – жан­ро­вый (ба­га­тель, ин­тер­мец­цо, но­вел­лет­та, нок­тюрн, пре­лю­дия, экс­промт, этюд) или по­эти­че­ский (напр., «Лис­ток из аль­бо­ма»). Ино­гда ла­ко­низм фор­мы со­че­та­ет­ся с тан­це­валь­ным ха­рак­те­ром му­зы­ки (напр., в жан­рах валь­са, ма­зур­ки). Хо­тя М. яв­ля­ют­ся са­мо­сто­ят. пье­са­ми, они тя­го­те­ют к объ­е­ди­не­нию в се­рии, цик­лы (24 фп. пре­лю­дии Ф. Шо­пе­на). Рас­цвет М. свя­зан с муз. ро­ман­тиз­мом (у Ф. Шу­бер­та, Ф. Мен­дель­со­на, Р. Шу­ма­на, Ф. Шо­пе­на, Э. Гри­га, А. К. Ля­до­ва, А. Н. Скря­би­на). В му­зы­ке 20 в. ми­ниа­тю­ризм час­то свя­зан с не­клас­сич. трак­тов­кой муз. фор­мы (фп. цикл «Мик­ро­кос­мос» Б. Бар­то­ка, ан­самб­ле­вые и ор­ке­ст­ро­вые пье­сы А. фон Ве­бер­на).

2) В сце­нич. ис­кус­ст­вах М. – род «ма­лых форм», не­боль­шое по раз­ме­ру про­из­ве­де­ние те­ат­раль­но­го, эс­т­рад­но­го или цир­ко­во­го иск-ва (ко­рот­кая пье­са-шут­ка, во­де­виль, ин­тер­ме­дия, скетч, раз­го­вор­ная, хо­рео­гра­фич., муз. сцен­ка, кло­ун­ская ре­при­за и т. п.). В кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. М. ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись в сце­нич. ди­вер­тис­мен­тах. Впо­след­ст­вии ста­ли не­из­мен­ным ком­по­нен­том кон­церт­но-эс­т­рад­ных про­грамм. На М. по­стро­ен ре­пер­ту­ар те­ат­ров М., ка­ба­ре («Кри­вое зер­ка­ло», «Ле­ту­чая мышь», Ле­нингр. те­ат­ра эс­т­ра­ды и ми­ниа­тюр под рук. А. И. Рай­ки­на, Моск. те­ат­ра эс­т­ра­ды и т. д.).

3) В изо­бра­зит. иск-ве – про­из­ве­де­ние (пре­им. порт­рет­но­го жан­ра), от­ли­чаю­ще­еся не­боль­ши­ми раз­ме­ра­ми и осо­бой тон­ко­стью ху­дож. приё­мов (см. Мини­а­тю­ра порт­рет­ная­). Отд. ви­дом живо­пи­си­ яв­ля­ет­ся мини­а­тю­ра книж­ная­ (не обя­за­тель­но пред­по­ла­гаю­щая ма­лый фор­мат изо­бра­же­ния).

Лит.: Зен­кин К. В. Фор­те­пи­ан­ная ми­ни­а­тю­ра и пу­ти му­зы­каль­но­го ро­ман­тиз­ма. М., 1997.

Вернуться к началу