«КРИВО́Е ЗЕ́РКАЛО»
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«КРИВО́Е ЗЕ́РКАЛО», театр малых форм в С.-Петербурге. Основан в 1908, существовал до 1931 (с перерывом в 1918–1922). Руководители – А. Р. Кугель и З. В. Холмская. В 1908–1910-х гг. – ночное кабаре петерб. литераторов и драматич. актёров при Театральном клубе. Программы, состоявшие из пародийных буффонад, обозрений, имитаций, представляли собой иронич. комментарий к событиям театральной и лит. жизни С.-Петербурга: «Лицедейство о г-не Иванове» Н. Н. Вентцеля и «Любовь в веках» Н. А. Тэффи иронизировали над модными в те годы дионисийскими мотивами у поэтов символистского круга Вяч. И. Иванова, К. Д. Бальмонта и др.; «Дни нашей жизни» З. Д. Бухаровой и Кугеля высмеивали преувеличенный мистицизм и многозначит. философичность пьес Л. Н. Андреева; «Танец семи покрывал» (исполнительница Т. Пуни) язвительно намекал на запрет Священным Синодом «Саломеи» О. Уайльда (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской) и т. п. Успех комич. спектакля «Вампука – невеста африканская» (1909, автор текста М. Н. Волконский, комп. В. Г. Эренберг, реж. Р. А. Унгерн фон Штернберг), пародировавшего оперные стереотипы и исполнительские штампы, ввёл «К. з.» в круг наиболее заметных явлений худож. жизни 1910-х гг. В 1910–14 гл. режиссёром «К. з.» был Н. Н. Евреинов (сотрудничал с «К. з.» до 1916). Объектом его иронич. эскапад оказались почти все жанры, формы и стили совр. зрелищного иск-ва: опера («Не хвались, идучи на рать…» И. А. Саца, 1910; «Четвёртая стена» Евреинова, 1915, и мн. др.), мелодрама («Носовой платок баронессы» Б. Ф. Гейера, 1911), водевиль («Василь Васильич помирил» Н. Н. Урванцова, 1911), кинематограф («Кинематограф, или Невинная жертва безумной страсти» Гейера, 1911), оперетта («Сын двух матерей» К. Н. Сахарова, 1914), цирк-шантан («Замечательное представление» Гейера, 1915), фарс («Под дивные звуки тромбона» Сахарова, 1916), а также рус. драматурги Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов («Эволюция театра» Гейера, 1910), корифеи мировой режиссуры М. Рейнхардт, Г. Э. Г. Крэг, К. С. Станиславский («Ревизор» Н. Н. Евреинова, 1913); футуризм («Колбаса из бабочек, или Запендя» Н. Г. Смирнова и С. С. Щербакова, 1913) и др. В то же время в «К. з.» экспериментировали в сфере нового сценич. языка, опираясь на традиции др. театральных систем – античной, ср.-век. и восточной, а также разрабатывали принципы новой сценич. формы – монодрамы, где окружающий мир показан преломлённым в сознании персонажа. После неудачных попыток сформировать в 1917 революц. репертуар «К. з.» закрылось в 1918. Возобновив работу в 1922, театр в осн. повторял свой дореволюц. пародийный репертуар, учитывая совр. реалии: сов. водевиль осмеивался в комич. постановке «Не бывать бы счастью, да жилплощадь помогла» Смирнова и Щербакова (1926); пользующиеся популярностью в те годы историч. пьесы – в пародии «Последний заговор, или Распутин на троне» (1928, автор и постановщик Г. К. Крыжицкий, в 1925–1928 был режиссёром «К. з.»). Попытки политич. сатиры (напр., пьеса «Актёрия» В. В. Каменского, в которой изображалась страна краснокожих, избравших себе в цари бездарных актёров и слепо поклонявшихся им, 1924) были резко пресечены властями.