Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«КРИВО́Е ЗЕ́РКАЛО»

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 17

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. И. Тихвинская

«КРИВО́Е ЗЕ́РКАЛО», те­атр ма­лых форм в С.-Пе­тер­бур­ге. Ос­но­ван в 1908, су­ще­ст­во­вал до 1931 (с пе­ре­ры­вом в 1918–1922). Ру­ко­во­ди­те­ли – А. Р. Ку­гель и З. В. Холм­ская. В 1908–1910-х гг. – ноч­ное ка­ба­ре пе­терб. ли­те­ра­то­ров и дра­матич. ак­тё­ров при Те­ат­раль­ном клу­бе. Про­грам­мы, со­сто­яв­шие из па­ро­дий­ных буф­фо­над, обо­зре­ний, ими­та­ций, пред­став­ля­ли со­бой иро­нич. ком­мен­та­рий к со­бы­ти­ям те­ат­раль­ной и лит. жиз­ни С.-Пе­тер­бур­га: «Ли­це­дей­ст­во о г-не Ива­но­ве» Н. Н. Вент­це­ля и «Лю­бовь в ве­ках» Н. А. Тэф­фи иро­ни­зи­ро­ва­ли над мод­ны­ми в те го­ды дио­ни­сий­ски­ми мо­ти­ва­ми у по­этов сим­во­ли­ст­ско­го кру­га Вяч. И. Ива­но­ва, К. Д. Баль­мон­та и др.; «Дни на­шей жиз­ни» З. Д. Бу­ха­ро­вой и Ку­ге­ля вы­смеи­ва­ли пре­уве­ли­чен­ный мис­ти­цизм и мно­го­зна­чит. фи­ло­со­фич­ность пьес Л. Н. Ан­д­рее­ва; «Та­нец се­ми по­кры­вал» (ис­пол­ни­тель­ни­ца Т. Пу­ни) яз­ви­тель­но на­ме­кал на за­прет Свя­щен­ным Си­но­дом «Са­ло­меи» О. Уай­ль­да (Те­атр им. В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской) и т. п. Ус­пех ко­мич. спек­так­ля «Вам­пу­ка – не­вес­та аф­ри­кан­ская» (1909, ав­тор тек­ста М. Н. Вол­кон­ский, комп. В. Г. Эрен­берг, реж. Р. А. Ун­герн фон Штерн­берг), па­ро­ди­ро­вав­ше­го опер­ные сте­рео­ти­пы и ис­пол­ни­тель­ские штам­пы, ввёл «К. з.» в круг наи­бо­лее за­метных яв­ле­ний ху­дож. жиз­ни 1910-х гг. В 1910–14 гл. ре­жис­сё­ром «К. з.» был Н. Н. Ев­реи­нов (со­труд­ни­чал с «К. з.» до 1916). Объ­ек­том его иро­нич. эс­ка­пад ока­за­лись поч­ти все жан­ры, фор­мы и сти­ли совр. зре­лищ­но­го иск-ва: опе­ра («Не хва­лись, иду­чи на рать…» И. А. Са­ца, 1910; «Чет­вёр­тая сте­на» Ев­реи­но­ва, 1915, и мн. др.), ме­ло­дра­ма («Но­со­вой пла­ток ба­ро­нес­сы» Б. Ф. Гей­е­ра, 1911), во­де­виль («Ва­силь Ва­силь­ич по­ми­рил» Н. Н. Ур­ван­цо­ва, 1911), ки­не­ма­то­граф («Ки­не­ма­то­граф, или Не­вин­ная жерт­ва бе­зум­ной стра­сти» Гей­е­ра, 1911), опе­рет­та («Сын двух ма­те­рей» К. Н. Са­харо­ва, 1914), цирк-шан­тан («За­ме­ча­тель­ное пред­став­ле­ние» Гей­е­ра, 1915), фарс («Под див­ные зву­ки тром­бо­на» Са­ха­ро­ва, 1916), а так­же рус. дра­ма­тур­ги Н. В. Го­голь, А. Н. Ост­ров­ский, А. П. Че­хов («Эво­лю­ция те­ат­ра» Гей­е­ра, 1910), ко­ри­феи ми­ро­вой ре­жис­су­ры М. Рейн­хардт, Г. Э. Г. Крэг, К. С. Ста­ни­слав­ский («Ре­ви­зор» Н. Н. Ев­реи­но­ва, 1913); фу­ту­ризм («Кол­ба­са из ба­бо­чек, или За­пен­дя» Н. Г. Смир­но­ва и С. С. Щер­ба­ко­ва, 1913) и др. В то же вре­мя в «К. з.» экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли в сфе­ре но­во­го сце­нич. язы­ка, опи­ра­ясь на тра­ди­ции др. те­ат­раль­ных сис­тем – ан­тич­ной, ср.-век. и вос­точ­ной, а так­же раз­ра­ба­ты­ва­ли прин­ци­пы но­вой сце­нич. фор­мы – мо­но­дра­мы, где ок­ру­жаю­щий мир по­ка­зан пре­лом­лён­ным в соз­на­нии пер­со­на­жа. По­сле не­удач­ных по­пы­ток сфор­ми­ро­вать в 1917 ре­во­люц. ре­пер­ту­ар «К. з.» за­кры­лось в 1918. Во­зоб­но­вив ра­бо­ту в 1922, те­атр в осн. по­вто­рял свой до­ре­во­люц. па­ро­дий­ный ре­пер­ту­ар, учи­ты­вая совр. реа­лии: сов. во­де­виль ос­меи­вал­ся в ко­мич. по­ста­нов­ке «Не бы­вать бы сча­стью, да жил­пло­щадь по­мог­ла» Смир­но­ва и Щер­ба­ко­ва (1926); поль­зую­щие­ся по­пу­ляр­но­стью в те го­ды ис­то­рич. пье­сы – в па­ро­дии «По­след­ний за­го­вор, или Рас­пу­тин на тро­не» (1928, ав­тор и по­ста­нов­щик Г. К. Кры­жиц­кий, в 1925–1928 был ре­жис­сё­ром «К. з.»). По­пыт­ки по­ли­тич. са­ти­ры (напр., пье­са «Ак­тёрия» В. В. Ка­мен­ско­го, в ко­то­рой изо­бра­жа­лась стра­на крас­но­ко­жих, из­брав­ших се­бе в ца­ри без­дар­ных ак­тё­ров и сле­по по­кло­няв­ших­ся им, 1924) бы­ли рез­ко пре­се­че­ны вла­стя­ми.

Лит.: Ку­гель А. Р. Ли­стья с де­ре­ва. Л., 1926; Зо­лот­ниц­кий Д. Зо­ри те­ат­раль­но­го Ок­тяб­ря. Л., 1976; Тих­вин­ская Л. И. По­все­днев­ная жизнь те­ат­раль­ной бо­ге­мы Се­ре­бря­но­го ве­ка. Ка­ба­ре и те­ат­ры ми­ниа­тюр в Рос­сии, 1908–1917. М., 2005.

Вернуться к началу