Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ЛЕТУ́ЧАЯ МЫШЬ»

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 352

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. И. Тихвинская

«ЛЕТУ́ЧАЯ МЫШЬ», те­атр, ра­бо­тав­ший в жан­ре ка­ба­ре. Ос­но­ван в 1908 в Мо­ск­ве. Чле­ны-уч­ре­ди­те­ли: Н. Ф. Ба­ли­ев, Н. Л. Та­ра­сов, О. Л. Книп­пер-Че­хо­ва, В. И. Ка­ча­лов, И. М. Мо­ск­вин, В. В. Луж­ский и др. В 1908–10 су­ще­ст­во­вал как за­кры­тый, в 1910–12 – по­лу­за­кры­тый клуб ак­тё­ров МХТ, воз­ник­ший из «ка­пу­ст­ни­ков» это­го те­ат­ра. Про­хо­див­шие но­чью в под­ва­ле до­ма Пер­цо­ва «ис­пол­ни­тель­ские со­б­ра­ния» но­си­ли иг­ро­вой, иро­нич­ный ха­рак­тер, в про­грам­му вхо­ди­ли те­ат­раль­ные па­ро­дии на спек­так­ли МХТ, а так­же во­каль­ные, тан­це­валь­ные, сти­хотв. им­про­ви­за­ции хо­зя­ев и не­мно­го­числ. гос­тей, сре­ди ко­то­рых бы­ли Л. В. Со­би­нов, С. В. Рах­ма­ни­нов, Ф. И. Ша­ля­пин. В ка­че­ст­ве кон­фе­ран­сье вы­сту­пал Ба­ли­ев. В 1912 «Л. м.» ста­ла ком­мерч. те­атром-ка­ба­ре, рас­счи­тан­ным на со­стоя­тель­ную пуб­ли­ку. Ди­рек­тор и худ. рук. Ба­ли­ев пы­тал­ся со­хра­нить в нём ат­мо­сфе­ру преж­не­го клу­ба: па­ро­дии и па­ро­дий­ные обо­зре­ния ре­пер­туа­ра моск. те­ат­ров при­от­кры­ва­ли за­ку­лис­ный мир, си­дя­щие за сто­ли­ка­ми зри­те­ли во­вле­кались в сце­нич. дей­ст­вие, уча­ст­во­ва­ли в во­каль­ных и иг­ро­вых экс­пром­тах, от­ве­ча­ли на ре­п­ли­ки кон­фе­ран­сье. В ос­но­ве ак­тёр­ской иг­ры и по­ста­но­воч­ных ре­ше­ний про­грамм «Л. м.» ле­жал ме­тод им­про­ви­за­ции: хо­рео­гра­фич. и во­каль­ные но­ме­ра, сцен­ки, скет­чи, уст­ные рас­ска­зы соз­да­ва­ли ил­лю­зию, буд­то пред­став­ле­ние со­чи­ня­ет­ся «здесь и сей­час». Ху­дож. язык «Л. м.» тя­го­тел к сти­лю мо­дерн, ко­то­рый про­яв­лял­ся в утон­чён­ном эс­те­тиз­ме, ус­лов­но-де­ко­ра­тив­ном ори­ен­та­лиз­ме ин­терь­е­ра, сце­нич. оформ­ле­ния, ис­пол­нит. ма­не­ры ак­тё­ров. Раз­но­об­ра­зие сце­нич. приё­мов оп­ре­де­ля­лось сти­ли­за­тор­ски­ми за­да­ча­ми, ко­то­рые ста­вил Ба­ли­ев. Он иро­ни­че­ски и все­рь­ёз вос­соз­да­вал на сце­не стиль ста­рой Анг­лии, Фран­ции, Ита­лии, ат­мо­сфе­ру 18 в. (напр., «Фран­цуз­ский фар­фор», «Япон­ский ве­ер», «Ис­пан­ский ве­ер», текст Т. Л. Щеп­ки­ной-Ку­пер­ник), нач. 19 в. (напр., «Ве­чер у Жу­ков­ско­го» Б. А. Са­дов­ско­го), рус. луб­ка. Пе­ре­езд в 1915 в но­вое по­ме­ще­ние в Боль­шом Гнезд­ни­ков­ском пе­ре­ул­ке и со­бы­тия 1-й ми­ро­вой вой­ны ви­до­из­ме­ни­ли на­прав­ле­ние ка­ба­ре. Сто­ли­ки в за­ле бы­ли за­ме­не­ны на ря­ды кре­сел; эс­т­рад­ные но­ме­ра, па­ро­дий­ные сцен­ки и скет­чи по­сте­пен­но ус­ту­пи­ли ме­сто ин­сце­ни­ров­кам про­из­ве­де­ний рус. клас­си­ки (напр., «Пи­ко­вая да­ма» А. С. Пуш­ки­на, ав­то­ры инс­це­ни­ров­ки В. Ф. Хо­дасе­вич и Са­дов­ский; «Граф Ну­лин» Пуш­ки­на, «Ши­нель» Н. В. Го­го­ля в пе­ре­дел­ке Са­дов­ско­го, и др.). В го­ды Окт. ре­во­лю­ции 1917 и Гражд. вой­ны 1917–1922 те­атр «Л. м.» без­ус­пеш­но пы­тал­ся при­спо­со­бить­ся к из­ме­нив­шей­ся по­ли­тич. си­туа­ции, соз­да­вая по­ста­нов­ки на «зло­бу дня». В 1920 Ба­ли­ев и не­боль­шая часть труп­пы эмиг­ри­ро­ва­ли. Обос­но­вав­шись в Па­ри­же, те­атр га­ст­ро­ли­ро­вал в Ев­ро­пе и США, ста­вил про­грам­мы в «рус­ском сти­ле» (напр., те­ат­ра­ли­зов. по­ста­нов­ка рус. нар. пес­ни «Стень­ка Ра­зин», «Ожив­шие вят­ские иг­руш­ки» в со­про­во­ж­де­нии пес­ни «Что тан­цу­ешь, Ка­тень­ка»). С «Л. м.» со­труд­ни­ча­ли Н. А. Бе­нуа, Ю. П. Ан­нен­ков, С. Ю. Су­дей­кин. В эмиг­ра­ции Ба­ли­ев воз­вра­тил­ся к преж­ней фор­ме кон­фе­ран­са, по­стро­ен­но­го на не­по­средств. об­ще­нии с пуб­ли­кой. В 1922 те­атр «Л. м.» пе­ре­ехал в Нью-Йорк, где во вре­мя эко­но­мич. кри­зи­са 1929 пре­кра­тил су­ще­ст­во­ва­ние. По­пыт­ки Ба­лие­ва воз­ро­дить те­атр в 1931 не увен­ча­лись ус­пе­хом. В 1989–2001 в Мо­ск­ве ра­бо­тал те­атр-ка­ба­ре под рук. ре­жис­сё­ра и кон­фе­ран­сье Г. Е. Гур­ви­ча, по­лу­чив­ший в честь «Л. м.» та­кое же на­зва­ние.

Лит.: Эф­рос Н. Е. Те­атр «Ле­ту­чая мышь» Н. Ф. Ба­лие­ва. М., 1918; Зо­лот­ниц­кий Д. Зо­ри те­ат­раль­но­го Ок­тяб­ря. Л., 1976; Тих­вин­ская Л. И. По­все­днев­ная жизнь те­ат­раль­ной бо­ге­мы Се­реб­ря­но­го ве­ка: Ка­ба­ре и те­ат­ры ми­ниа­тюр в Рос­сии 1908–1917. М., 2005.

Вернуться к началу