Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«КАПУ́СТНИК»

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 46

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. И. Тихвинская

«КАПУ́СТНИК», па­ро­дий­но-юмо­ри­стич. пред­став­ле­ние. Воз­ник­ло в те­ат­раль­ной сре­де Рос­сии в сер. 19 в., ко­гда ус­та­но­вил­ся обы­чай со­би­рать­ся в уз­ком кру­гу ак­тё­ров на 2-й и 3-й не­де­лях Ве­ли­ко­го по­ста. «К.» воз­ро­ж­дал тра­ди­ции нар. сме­хо­вой куль­ту­ры, к ко­то­рой вос­хо­дит и сам тер­мин (ста­рин­ный де­ре­вен­ский об­ряд руб­ки ка­пус­ты, вклю­чав­ший шу­точ­ные иг­ри­ща). «К.» да­ва­ли ак­тё­рам воз­мож­ность реа­ли­зо­вать те гра­ни их та­лан­та, ко­то­рые не бы­ли вос­тре­бо­ва­ны те­ат­раль­ной сце­ной. М. С. Щеп­кин вы­сту­пал на до­маш­них «К.» (Мо­ск­ва, 1840–50-е гг.) с уст­ны­ми рас­ска­за­ми собств. со­чи­не­ния. К. А. Вар­ла­мов пел ста­рин­ные ро­ман­сы (С.-Пе­тер­бург, 1880–1890-е гг.). На «К.» МХТ в 1908 В. И. Ка­ча­лов и А. Г. Ко­онен тан­це­ва­ли ма­зур­ку, а в 1910 ак­тё­ры во гла­ве с К. С. Ста­ни­слав­ским вы­шу­чи­ва­ли свои спек­так­ли в цир­ко­вой па­ро­дии. Для «К.» ха­рак­тер­на осо­бая ат­мо­сфе­ра фа­миль­яр­ной сво­бо­ды и рас­ко­ван­но­сти, нис­про­вер­же­ние при­знан­ных ав­то­ри­те­тов и ус­то­яв­ших­ся цен­но­стей, са­мо­иро­ния. «К.» не­ред­ко да­ва­ли жизнь но­вым зре­лищ­ным жан­рам и фор­мам. Из «К.» МХТ ро­дилось ка­ба­ре Н. Ф. Ба­лие­ва «Ле­ту­чая мышь». В нач. 1920-х гг. «К.» уст­раи­ва­ли в пет­рогр. БДТ и в Боль­шом теат­ре в Мо­ск­ве. В пе­ри­од ожив­ле­ния об­ществ. и ху­дож. жиз­ни во 2-й пол. 1950-х – нач. 1960-х гг. жанр пе­ре­жи­вал бур­ный рас­цвет, при­чём уча­ст­ни­ки «К.» за­час­тую объ­е­ди­ня­лись в па­ро­дий­ные те­ат­ры ма­лых форм («Вёр­ст­ки и прав­ки» Цен­траль­но­го до­ма жур­на­ли­ста в Мо­ск­ве, сту­денч. те­атр МАРХИ «Ко­хи­нор и рейс­шин­ка», сту­дия МГУ «Наш дом» и др.). По­пу­ляр­ность «К.» вновь воз­рос­ла с кон. 1980-х гг. Сре­ди са­мых зна­ме­ни­тых – «К.» До­ма ак­тё­ра в Мо­ск­ве и ак­тёр­ские «К.» под рук. В. С. Жу­ка в С.-Пе­тер­бур­ге. Фес­ти­ва­ли те­ат­раль­ных «К.» про­во­дят­ся в С.-Пе­тер­бур­ге и Ниж­нем Нов­го­ро­де.

Лит.: Эс­кин А. М. В на­шем до­ме. 2-е изд. М., 1980; Ста­ни­слав­ский К. С. Моя жизнь в ис­кус­ст­ве. М., 2007.

Вернуться к началу