КАБАРЕ́
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАБАРЕ́ (франц. cabaret – кабак, кабачок), первоначально лит.-худож. клуб (кафе, театр), в котором устраивались представления с участием поэтов, актёров, музыкантов и др. Первое К. («Гидропаты», создано писателем Э. Гудо) появилось в 1878 в Латинском квартале Парижа как клуб студенч. сообщества. Самое известное К. «Ша нуар» («Чёрный кот», 1881) открыто на Монмартре парижской богемой, приверженцами символизма во главе с художником Р. Сали. «Ша нуар» оформляли живописцы Т. Стейнлен, А. Вийота, карикатурист Каран д’Аш. Программа состояла из поэзии новой волны, лирич. и гротескных песен, муз. импровизаций, пародийных кукольных обозрений, исполняемых, как правило, самими авторами; номера связывались импровизированными каламбурами, иронич. репликами, объединяя зрителей за столиками и исполнителей на подмостках. Индивидуальная манера выступлений Сали послужила истоком самостоят. жанра – конферанса. В «Ша нуар» выступали выдающиеся шансонье И. Гильбер и А. Брюан (открывший К. «Мирлитон» в 1885). В 1896 Брюан открыл в Париже «Кабаре убийц», в нач. 20 в. получившее назв. «Ловкий кролик» и ставшее гл. местом встреч поэтов и художников авангардного направления.
К рубежу 19–20 вв. К. распространились по всей Европе в двух разновидностях: как лит.-худож. клубы молодых авангардистов и как небольшие интимные театры с оригинальной программой, нередко сближавшейся с варьете. К последнему типу принадлежит большинство К. в Австрии и Германии (в т. ч. берлинские – «Голодный Пегас», 1901, «Седьмое небо», 1902, и мн. др.). Наиболее значительное – «Пёстрый театр» (Берлин, 1901), охарактеризованное его основателем литератором и либреттистом Э. фон Вольцогеном как «Überbrettl» («сверхподмостки»). Политич. шутки и социальная сатира скетчей перемежались эротич. песенками и пантомимой, которые объединял конферансом сам Вольцоген. К первому типу принадлежат берлинское К. «Шум и дым» (1901), созданное М. Рейнхардтом, мюнхенские «Одиннадцать палачей» (1901) Ф. Ведекинда, «Неопатетическое кабаре» (1910) экспрессионистов К. Хиллера и Э. Унгера, «Симплициссимус» (1912), «Летучая мышь» (1907) в Вене, которую открыли представители венского Сецессиона О. Кокошка, Г. Климт, П. Альтенберг, К. дадаистов «Вольтер» в Цюрихе (1916), парижское К. «Бык на крыше» Ж. Кокто и др. В остроумных пародийных импровизациях радикальная худож. молодёжь высмеивала официозное иск-во и натурализм, издевалась над совр. политиками и самодовольством буржуа, дискутировала о новых путях иск-ва. В К., организованном Кокто, звучал джаз. «Шум и дым» Рейнхардта вскоре превратился в театр нового направления – «Малый театр». В 1920-х гг. в Европе стали в большом количестве появляться коммерч. развлекат. К., но одновременно (преим. в Германии, на волне леворадикальных обществ. движений) получили развитие политич. К. («Дикая сцена» Т. Хестерберг, 1921; «Кабаре комиков» М. Валентина, 1924; «Катакомбы», 1929, все – в Берлине). В «Кабаре комиков» Б. Брехт исполнял «Балладу о мёртвом солдате», в «Катакомбах» пели революц. песни Э. Буш и Х. Эйслер, разыгрывали пародии на фашистские воен. фильмы. В годы гитлеровской диктатуры политич. К. были закрыты, мн. кабаретьеры эмигрировали или подверглись репрессиям.
В совр. мировой индустрии развлечений термин «К.» закрепился за маленькими театрами со столиками, с программой из эстрадных номеров разл. жанров и стриптизом.
В России К. во многом опиралось на собств. традицию 19 в.: лит. кофейни, домашние салоны, театральные «капустники», собиравшие актёров на великопостные пародийные вечера, из которых возникло в Москве первое К. – «Летучая мышь» (1908). В отличие от Европы, К. в России создавала худож. элита. Так, среди организаторов «Летучей мыши» – корифеи МХТ В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. В. Лужский и др. (во главе c Н. Ф. Балиевым), в пародийных вечерах принимали участие К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко. С.-Петербургские К. «Лукоморье» (1908) основали В. Э. Мейерхольд, М. В. Добужинский, А. Н. Бенуа, М. М. Фокин и др., «Кривое зеркало» (1908) – А. Р. Кугель, Н. А. Тэффи, А. Т. Аверченко и др., «Бродячую собаку» (1912) – А. Н. Толстой, Н. Н. Евреинов, С. Ю. Судейкин, М. А. Кузмин, Б. К. Пронин. Для деятелей рус. иск-ва К. стали не только местом весёлого времяпрепровождения, но и своеобразной худож. лабораторией. В «Лукоморье» Мейерхольд осуществил эксперим. постановку по Э. По «Последний из Уэшеров» в приёмах «неподвижного» театра; в «Доме интермедий» (1910, руководители Пронин и М. М. Бонч-Томашевский, С.-Петербург) поставил пантомиму «Шарф Коломбины» по А. Шницлеру – Э. фон Донаньи и «Обращённый принц» по пьесе Е. А. Зноско-Боровского в манере нар. театра. В К. «Весёлый театр для пожилых детей» (1909) Евреинов поставил свою пьесу «Весёлая смерть», Ф. Ф. Комиссаржевский – «Черепослов, сиречь Френолог» Козьмы Пруткова.
В годы Окт. революции 1917 и Гражд. войны 1917–22 артистич. К. прекратили существование. НЭП вызвал к жизни новую волну К. В них выступали актёры распавшихся театров, формировалось новое поколение творч. молодёжи. Программы состояли из сценок, скетчей, старых и новых пародий, эстрадных номеров, объединённых конферансом. В К. «Нерыдай» (1921, руководитель А. Д. Кошевский, Москва) старинные романсы, которые пел под гитару В. Н. Давыдов, соседствовали с куплетами на злобу дня Р. В. Зелёной. Здесь начинал конферировать М. Н. Гаркави, который вместе с М. И. Жаровым исполнял куплеты Н. Р. Эрдмана. В «Коробочке» (1921, Москва) его владелец Б. С. Борисов исполнял песни и романсы, играл в обозрении Р. Менделевича «Олимпийцы в Москве». В «Балаганчике» (1921, Петроград) Кошевского и реж. Н. В. Петрова (под псевд. Коля Петер он конферировал в «Привале комедиантов», Петроград) ставили пародии на модные в те годы детективы и спектакли рабочей самодеятельности. В программе моск. К. «Павлиний хвост» (1922, руководитель В. Ф. Торский) быв. балиевские актёры Л. Н. Колумбова, Т. С. Оганезова наряду с вокальными сценками старого репертуара «Летучей мыши» исполняли песню о новой пролетарской действительности «Кирпичики». В Киеве (1919) и Москве (1922) работало К. «Кривой Джимми» (руководитель К. А. Марджанишвили, позднее – конферансье А. Г. Алексеев), где ставили танцы К. Я. Голейзовский и Н. М. Фореггер. С завершением эпохи НЭПа К. прекратили существование. В 1989 режиссёр, автор и конферансье Г. Е. Гурвич, в течение мн. лет руководивший «капустниками» Дома актёра в Москве, предпринял попытку возродить жанр К. В честь первого рус. К. новый театр получил назв. «Летучая мышь» (существовал до 2001). Программы, состоявшие из пародийных и оригинальных номеров, объединённых конферансом самого Гурвича, впоследствии оформились в целостные спектакли со сквозным сюжетом, хотя и сохраняли дивертисментную структуру: «Я степую по Москве» (1991), «Сто лет кабаре» (1994), «Это шоу-бизнес» (1996) и др.