ЖА́РОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЖА́РОВ Михаил Иванович [14(26).10.1899, Москва – 15.12.1981, там же], рос. актёр, режиссёр, нар. арт. СССР (1949), Герой Соц. Труда (1974). По окончании высшего гор. уч-ща в Москве поступил учеником наборщика в типографию, одновременно работал статистом в Опере С. И. Зимина. В 1919 окончил театральную студию Худож.-просветительного союза рабочих организаций (ХПСРО) под рук. Ф. Ф. Комиссаржевского (педагоги А. П. Зонов и В. М. Бебутов). В театре-студии ХПСРО в паре с И. В. Ильинским сыграл свою первую роль – Шута («Виндзорские проказницы» У. Шекспира). Служил в разл. театрах, в т. ч. в 1921–25 в Театре В. Э. Мейерхольда (мадам Брандахлыстова – «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина; Агафангел – «Мандат» Н. Р. Эрдмана, и др.), в 1926–27 и в 1929 в Бакинском рабочем театре (Молчалин – «Горе от ума» А. С. Грибоедова, и др.), в 1928 в Казанском Большом драматич. театре. В 1931–37 в Камерном театре А. Я. Таирова, где создал одну из своих крупнейших ролей – Алексея («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского). Там же впервые выступил как режиссёр, поставив в 1936 «Очную ставку» Л. Р. Шейнина и бр. Тур (сыграл роль Ларцева). С 1938 в Малом театре. Открытый темперамент, сочный юмор, непринуждённость исполнительской манеры делали Ж. предельно достоверным и убедительным как в комедийных ролях, так и в образах, полных глубокого драматизма и грустной иронии: Мурзавецкий и Лыняев («Волки и овцы»), Иннокентий («Сердце не камень»), Дикой («Гроза»), Боровцов («Пучина») – все А. Н. Островского, Фома Кукуев («Волк» Л. М. Леонова), Городничий («Ревизор» Н. В. Гоголя), Харитонов («За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва; Гос. пр. СССР, 1947), Прохор Храпов («Васса Железнова» М. Горького), Митрич («Власть тьмы» Л. Н. Толстого), Лебедев («Иванов» А. П. Чехова), Яагуп («Браконьеры» Э. Раннета, 1961, постановка Ж.), Ковалёв («Самый последний день» по Б. Л. Васильеву). С 1924 в кино. Уже первые эпизодич. немые роли запоминались благодаря особой экранной выразительности и органике, меткой характеристике, умению блестяще импровизировать («Папиросница от Моссельпрома», «Человек из ресторана», «Дон Диего и Пелагея»). Всенародную известность принесла роль Жигана («Путёвка в жизнь»). Среди лучших ролей: Кудряш («Гроза»), Зайцев («Три товарища»), Смирнов («Медведь»), конторщик Дымба («Возвращение Максима»), Меншиков («Пётр I»; Гос. пр. СССР, 1941), Малюта Скуратов («Иван Грозный»), Перчихин («Оборона Царицына»; Гос. пр. СССР, 1942), Баранов («Воздушный извозчик»), Еропкин («Близнецы»), Артынов («Анна на шее»), Ухов («Старшая сестра»), Анискин («Деревенский детектив»). Исполнил гл. роли в поставленных им ф. «Беспокойное хозяйство» (1946) и телефильмах «Анискин и Фантомас» (1974, совм. с В. А. Рапопортом), «И снова Анискин» (1978, совм. с В. И. Ивановым). Награждён 3 орденами Ленина.