Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОМИССАРЖЕ́ВСКИЙ ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 631

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Театр им. В. Ф. Комиссаржевской

КОМИССАРЖЕ́ВСКИЙ (Ком­мис­сар­жев­ский) Фё­дор Фё­до­ро­вич [23.5(4.6).1882, Ве­не­ция – 16.4.1954, Да­ри­ен, штат Кон­нек­ти­кут, США], рос. ре­жис­сёр, ху­дож­ник и тео­ре­тик те­ат­ра, пе­ре­во­дчик, пе­да­гог. Сын Ф. П. Ко­мис­сар­жев­ско­го, брат В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской. Вос­пи­ты­вал­ся в С.-Пе­терб. ка­дет­ском кор­пу­се, позд­нее по­лу­чил ар­хит. об­ра­зо­ва­ние. В 1906–09 в Дра­ма­тич. те­ат­ре, ор­га­ни­зо­ван­ном Ко­мис­сар­жев­ской в С.-Пе­тер­бур­ге (К.  пай­щик те­ат­ра, пе­ре­во­дчик шед­шей здесь зап. дра­ма­тур­гии, зав. по­ста­но­воч­ной ча­стью, ре­жис­сёр). По­ста­вил спек­так­ли: «Бе­сов­ское дей­ст­во» А. М. Ре­ми­зо­ва (1907), «Чёр­ные мас­ки» Л. Н. Ан­д­рее­ва (1908, совм. с А. П. Зо­но­вым), «Пра­ма­терь» Ф. Гриль­пар­це­ра (1909, совм. с А. Н. Бе­нуа), «Хо­зяй­ка гос­ти­ни­цы» К. Голь­до­ни (1909) и др. В ре­жис­сёр­ских ра­бо­тах это­го пе­рио­да ощу­ща­лись стрем­ле­ние К. со­хра­нить вер­ность пер­во­на­чаль­ным де­кла­ра­ци­ям сим­во­лиз­ма и, не­смот­ря на по­ле­ми­ку с В. Э. Мей­ер­холь­дом, за­ви­си­мость от эс­те­ти­ки его спек­так­лей. Со­труд­ни­чал с Н. Н. Ев­реи­но­вым (в 1909 ор­га­ни­зо­вал вме­сте с ним па­ро­дий­ный «Ве­сё­лый те­атр для по­жи­лых де­тей»). В 1910 К. пе­ре­ехал в Мо­ск­ву. В 1910–13 ра­бо­тал в Те­ат­ре Не­зло­би­на, в Ма­лом те­ат­ре. В ко­ме­дий­ном ре­пер­туа­ре («Не бы­ло ни гро­ша, да вдруг ал­тын» А. Н. Ост­ров­ско­го, «Ме­ща­нин-дво­ря­нин» по ко­ме­дии Моль­е­ра «Ме­ща­нин во дво­рян­ст­ве», «Прин­цес­са Ту­ран­дот» К. Гоц­ци, «Ле­карь по­не­во­ле» Моль­е­ра, и др.) на­хо­ди­ли от­ра­же­ние сти­ли­за­тор­ские, тра­ди­цио­на­ли­ст­ские тен­ден­ции, пре­об­ла­да­ли зре­лищ­ность, празд­нич­но-иг­ро­вое на­ча­ло. Фи­лос. смысл пье­сы К. стре­мил­ся рас­крыть в спек­так­лях «Фа­уст» И. В. Гё­те, «Иди­от» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му, и др. От­во­дя ве­ду­щее ме­сто в те­ат­ре ак­тё­ру, К. опи­рал­ся и на идеи К. С. Ста­ни­слав­ско­го, осо­бен­но важ­ны для не­го бы­ли про­бле­мы ак­тёр­ско­го пе­ре­во­пло­ще­ния. Ас­ке­тизм вы­ра­зит. средств, внутр. со­сре­до­то­чен­ность и эмо­цио­наль­ная при­под­ня­тость ак­тёр­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния, под­чи­нён­ность еди­но­му рит­му, цве­то­вая и све­то­вая пар­ти­ту­ра, на­прав­лен­ные на соз­да­ние оп­реде­лён­ной ат­мо­сфе­ры, при­зва­ны бы­ли рас­кры­вать «веч­ное во вре­мен­ном». В 1910 совм. с В. Г. Сах­нов­ским соз­дал в Мо­ск­ве шко­лу-сту­дию, на ос­но­ве ко­то­рой в 1914 ор­га­ни­зо­вал Те­атр им. В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской. Сре­ди по­с­та­но­вок: «Ди­мит­рий Дон­ской» В. А. Озе­ро­ва (с В. Г. Сах­нов­ским), «Гимн Ро­ж­де­ст­ву» по Ч. Дик­кен­су (обе 1914), «Ка­ж­дый че­ло­век» (мо­ра­ли­те 15 в.), «Ноч­ные пля­ски» Ф. К. Со­ло­гу­ба (с Зо­но­вым), «Вы­бор не­вес­ты» Э. Т. А. Гоф­ма­на (с Сах­нов­ским), «Про­кля­тый принц» А. М. Ре­ми­зо­ва (с Зо­но­вым), «Сквер­ный анек­дот» по Дос­то­ев­ско­му (все 1915), «Май­ская ночь» по Н. В. Го­го­лю (с Зо­но­вым), «Элек­тра» Г. Гоф­ман­ста­ля (обе 1916), «Ли­зи­ст­ра­та» Ари­сто­фа­на, «Пан» Ш. ван Лер­бер­га (с Сах­нов­ским, обе 1917). Пуб­ли­ко­вал ста­тьи о те­ат­раль­ном иск-ве в жур­на­лах «Сту­дия», «Мас­ки» и др., серь­ёз­но изу­чал совр. фи­ло­со­фию и пси­хо­ло­гию; боль­шое влия­ние на не­го ока­зал ин­туи­ти­визм А. Берг­со­на. Как опер­ный ре­жис­сёр, К. ста­вил спек­так­ли в Опе­ре С. И. Зи­ми­на («Князь Игорь» А. П. Бо­ро­ди­на, 1915; «Кла­ра Ми­лич» А. Д. Кас­таль­ско­го по мо­ти­вам по­вес­ти И. С. Тур­ге­не­ва, 1916; «Оре­стея» С. И. Та­нее­ва по тра­ге­дии Эс­хи­ла, 1917), в Боль­шом те­ат­ре («Бо­рис Го­дунов» М. П. Му­сорг­ско­го, 1918) и др. Стре­мясь вос­пи­тать син­те­тич. ак­тё­ра, К. в 1918 от­крыл в Мо­ск­ве Те­атр-сту­дию при Ху­до­же­ст­вен­но-про­све­ти­тель­ном со­ве­те ра­бо­чих ор­га­ни­за­ций (те­атр ХПСРО) спек­так­лем «По­хи­ще­ние из се­ра­ля» В. А. Мо­цар­та (совм. с В. М. Бе­бу­то­вым). В се­зон 1918/19 осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ки: «Брак по­не­во­ле» Моль­е­ра, «Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше, «Сказ­ки Гоф­ма­на» Ж. Оф­фен­ба­ха, «Мо­царт и Саль­е­ри» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «Пая­цы» Р. Ле­он­ка­вал­ло, и др. Од­на из са­мых зна­чит. ра­бот здесь – спек­такль «Бу­ря» У. Шек­спи­ра (с Бе­бу­то­вым, 1919) в кон­ст­рук­ти­ви­ст­ском оформ­ле­нии са­мих по­ста­нов­щи­ков. С 1919 (с пе­ре­ры­ва­ми) в Ве­ли­ко­бри­та­нии (пер­вые ра­бо­ты – опе­ра «Князь Игорь» Бо­ро­ди­на в «Ко­вент-Гар­ден» и «Се­ст­ра Бе­ат­ри­са» М. Ме­тер­лин­ка в Рус. об-ве му­зы­каль­но­го и дра­ма­тич. иск-ва). В се­зон 1922/23 ра­бо­тал в Нью-Йор­ке в те­ат­ре «Гилд» («Бла­го­ве­ще­ние» П. Кло­де­ля, «Сча­ст­лив­чик» А. Мил­на, «Пер Гюнт» Г. Иб­се­на), в 1923 – в Па­ри­же, в Те­ат­ре Ели­сей­ских По­лей («Ду­э­нья» Р. Б. Ше­ри­да­на, опе­ра «Зо­ло­той пе­тушок» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, и др.). В 1925–36 с уча­сти­ем ак­тё­ров Дж. Гил­гу­да, П. Эш­крофт, Э. Эванс и др. по­ста­вил в Лон­до­не пье­сы А. П. Че­хо­ва «Ива­нов» (1925), «Дя­дя Ва­ня» (1926), «Три се­ст­ры» (1926), «Чай­ка» (1936), обо­га­тив англ. те­атр но­вым пред­став­ле­ни­ем об этом дра­ма­тур­ге. В 1931 в те­ат­ре «Ле­ту­чая мышь» под рук. Н. Ф. Ба­лие­ва (Па­риж) осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ку «Пи­ко­вой да­мы» по А. С. Пуш­ки­ну, за­вое­вав­шую ог­ром­ную по­пу­ляр­ность. В 1930-х гг. в Шек­спи­ров­ском ме­мо­ри­аль­ном те­ат­ре (г. Страт­форд-апон-Эй­вон) ста­вил по пье­сам Шек­спи­ра спек­так­ли, про­дол­жав­шие ли­нию фи­лос. те­ат­ра («Ве­не­ци­ан­ский ку­пец», 1932; «Мак­бет», 1933; «Ко­роль Лир», 1936). С 1939 в США. Сре­ди по­ста­но­вок: «Джордж Симпл» (фарс по пье­се «Жорж Дан­ден» Моль­е­ра, 1940), «Гро­за» Ост­ров­ско­го (1942), «Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние» по Дос­то­ев­ско­му (1947), «Цим­бе­лин» Шек­спи­ра (1950). Ра­бо­тал в «Нью-Йорк си­ти опе­ре» («Князь Игорь» Бо­ро­ди­на, «Лю­бовь к трём апель­си­нам» С. С. Про­кофь­е­ва, оба 1945; «Аи­да» Дж. Вер­ди, «Дон Жу­ан» Мо­цар­та, «Пе­ле­ас и Ме­ли­зан­да» К. Де­бюс­си, все 1948; «Сказ­ки Гоф­ма­на» Оф­фен­ба­ха, 1949; «Ска­за­ние о гра­де Ки­те­же», «Зо­ло­той пе­ту­шок» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, оба 1952). К. час­то вы­сту­пал как ху­дож­ник в сво­их спек­так­лях, серь­ёз­но за­ни­мал­ся ис­то­ри­ей кос­тю­ма. Сре­ди уче­ни­ков К. в 1910–20-х гг.: М. И. Ба­ба­нова, В. В. Бар­со­ва, И. В. Иль­ин­ский, А. П. Кто­ров, М. И. Жа­ров, А. Я. За­куш­няк, А. М. Мес­се­рер, В. Ф. Зай­чи­ков. В кон. 1920–30-х гг. пре­по­да­вал в Ко­ролев­ской ака­де­мии дра­ма­тич. иск-ва в Лон­до­не, в 1940-х гг.  в Йель­ском ун-те (по­ста­вил здесь спек­такль «Виш­нё­вый сад» Че­хо­ва, 1941).

Соч.: Те­ат­раль­ные пре­лю­дии. М., 1916; Твор­че­ст­во ак­те­ра и тео­рия Ста­ни­слав­ско­го. П., [1916]; Myself and the theatre. L., 1929; The costume of the theatre. L., [1931]; The theatre and a changing civilisation. L., [1935]; Я и те­атр. М., 1999; Ис­то­рия кос­тю­ма. М., 2005.

Лит.: Кры­жиц­кий Г. Ре­жис­сер­ские порт­ре­ты. М.; Л., 1928; Leiter S. D. Encyclopedia of the New York stage, 1920–1930 / Ed. S. D. Lei­ter. Vestport, 1980. Vol. 2; Иль­ин­ский И. Сам о се­бе. М., 1984; Tolmacheva G. Creado­res del teatro moderno. 2 ed. Mendoza, 1992; Бар­то­ше­вич А. В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ский: Че­хов и Шек­спир // Диа­лог куль­тур. М., 1997.

Вернуться к началу