КОМИССАРЖЕ́ВСКИЙ ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОМИССАРЖЕ́ВСКИЙ (Коммиссаржевский) Фёдор Фёдорович [23.5(4.6).1882, Венеция – 16.4.1954, Дариен, штат Коннектикут, США], рос. режиссёр, художник и теоретик театра, переводчик, педагог. Сын Ф. П. Комиссаржевского, брат В. Ф. Комиссаржевской. Воспитывался в С.-Петерб. кадетском корпусе, позднее получил архит. образование. В 1906–09 в Драматич. театре, организованном Комиссаржевской в С.-Петербурге (К. – пайщик театра, переводчик шедшей здесь зап. драматургии, зав. постановочной частью, режиссёр). Поставил спектакли: «Бесовское действо» А. М. Ремизова (1907), «Чёрные маски» Л. Н. Андреева (1908, совм. с А. П. Зоновым), «Праматерь» Ф. Грильпарцера (1909, совм. с А. Н. Бенуа), «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони (1909) и др. В режиссёрских работах этого периода ощущались стремление К. сохранить верность первоначальным декларациям символизма и, несмотря на полемику с В. Э. Мейерхольдом, зависимость от эстетики его спектаклей. Сотрудничал с Н. Н. Евреиновым (в 1909 организовал вместе с ним пародийный «Весёлый театр для пожилых детей»). В 1910 К. переехал в Москву. В 1910–13 работал в Театре Незлобина, в Малом театре. В комедийном репертуаре («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского, «Мещанин-дворянин» по комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Лекарь поневоле» Мольера, и др.) находили отражение стилизаторские, традиционалистские тенденции, преобладали зрелищность, празднично-игровое начало. Филос. смысл пьесы К. стремился раскрыть в спектаклях «Фауст» И. В. Гёте, «Идиот» по Ф. М. Достоевскому, и др. Отводя ведущее место в театре актёру, К. опирался и на идеи К. С. Станиславского, особенно важны для него были проблемы актёрского перевоплощения. Аскетизм выразит. средств, внутр. сосредоточенность и эмоциональная приподнятость актёрского существования, подчинённость единому ритму, цветовая и световая партитура, направленные на создание определённой атмосферы, призваны были раскрывать «вечное во временном». В 1910 совм. с В. Г. Сахновским создал в Москве школу-студию, на основе которой в 1914 организовал Театр им. В. Ф. Комиссаржевской. Среди постановок: «Димитрий Донской» В. А. Озерова (с В. Г. Сахновским), «Гимн Рождеству» по Ч. Диккенсу (обе 1914), «Каждый человек» (моралите 15 в.), «Ночные пляски» Ф. К. Сологуба (с Зоновым), «Выбор невесты» Э. Т. А. Гофмана (с Сахновским), «Проклятый принц» А. М. Ремизова (с Зоновым), «Скверный анекдот» по Достоевскому (все 1915), «Майская ночь» по Н. В. Гоголю (с Зоновым), «Электра» Г. Гофмансталя (обе 1916), «Лизистрата» Аристофана, «Пан» Ш. ван Лерберга (с Сахновским, обе 1917). Публиковал статьи о театральном иск-ве в журналах «Студия», «Маски» и др., серьёзно изучал совр. философию и психологию; большое влияние на него оказал интуитивизм А. Бергсона. Как оперный режиссёр, К. ставил спектакли в Опере С. И. Зимина («Князь Игорь» А. П. Бородина, 1915; «Клара Милич» А. Д. Кастальского по мотивам повести И. С. Тургенева, 1916; «Орестея» С. И. Танеева по трагедии Эсхила, 1917), в Большом театре («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1918) и др. Стремясь воспитать синтетич. актёра, К. в 1918 открыл в Москве Театр-студию при Художественно-просветительном совете рабочих организаций (театр ХПСРО) спектаклем «Похищение из сераля» В. А. Моцарта (совм. с В. М. Бебутовым). В сезон 1918/19 осуществил постановки: «Брак поневоле» Мольера, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, «Паяцы» Р. Леонкавалло, и др. Одна из самых значит. работ здесь – спектакль «Буря» У. Шекспира (с Бебутовым, 1919) в конструктивистском оформлении самих постановщиков. С 1919 (с перерывами) в Великобритании (первые работы – опера «Князь Игорь» Бородина в «Ковент-Гарден» и «Сестра Беатриса» М. Метерлинка в Рус. об-ве музыкального и драматич. иск-ва). В сезон 1922/23 работал в Нью-Йорке в театре «Гилд» («Благовещение» П. Клоделя, «Счастливчик» А. Милна, «Пер Гюнт» Г. Ибсена), в 1923 – в Париже, в Театре Елисейских Полей («Дуэнья» Р. Б. Шеридана, опера «Золотой петушок» Римского-Корсакова, и др.). В 1925–36 с участием актёров Дж. Гилгуда, П. Эшкрофт, Э. Эванс и др. поставил в Лондоне пьесы А. П. Чехова «Иванов» (1925), «Дядя Ваня» (1926), «Три сестры» (1926), «Чайка» (1936), обогатив англ. театр новым представлением об этом драматурге. В 1931 в театре «Летучая мышь» под рук. Н. Ф. Балиева (Париж) осуществил постановку «Пиковой дамы» по А. С. Пушкину, завоевавшую огромную популярность. В 1930-х гг. в Шекспировском мемориальном театре (г. Стратфорд-апон-Эйвон) ставил по пьесам Шекспира спектакли, продолжавшие линию филос. театра («Венецианский купец», 1932; «Макбет», 1933; «Король Лир», 1936). С 1939 в США. Среди постановок: «Джордж Симпл» (фарс по пьесе «Жорж Данден» Мольера, 1940), «Гроза» Островского (1942), «Преступление и наказание» по Достоевскому (1947), «Цимбелин» Шекспира (1950). Работал в «Нью-Йорк сити опере» («Князь Игорь» Бородина, «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева, оба 1945; «Аида» Дж. Верди, «Дон Жуан» Моцарта, «Пелеас и Мелизанда» К. Дебюсси, все 1948; «Сказки Гофмана» Оффенбаха, 1949; «Сказание о граде Китеже», «Золотой петушок» Римского-Корсакова, оба 1952). К. часто выступал как художник в своих спектаклях, серьёзно занимался историей костюма. Среди учеников К. в 1910–20-х гг.: М. И. Бабанова, В. В. Барсова, И. В. Ильинский, А. П. Кторов, М. И. Жаров, А. Я. Закушняк, А. М. Мессерер, В. Ф. Зайчиков. В кон. 1920–30-х гг. преподавал в Королевской академии драматич. иск-ва в Лондоне, в 1940-х гг. – в Йельском ун-те (поставил здесь спектакль «Вишнёвый сад» Чехова, 1941).