ТОЛСТО́Й АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТОЛСТО́Й Алексей Николаевич [29.12.1882(10.1.1883), Николаевск, ныне Пугачёв Саратовской обл. – 23.2.1945, Москва], граф (причислен к роду в 1901), рус. писатель, обществ. деятель, акад. АН СССР (1939). Отец – гр. Н. А. Толстой, мать – детская писательница А. Л. Бостром, урождённая Тургенева. Воспитывался в семье отчима, А. А. Бострома (по некоторым сведениям, отец Т.). Дебютировал как поэт в 1905; первая книга – сб. «Лирика» (1907) в духе декадентской поэзии; первый рассказ – «Старая башня» (1908). Интерес к фольклору проявился в сб. «Сорочьи сказки» (1910) и кн. стихов «За синими реками» (1911). Известность Т. принесли рассказы и повести 1909–11 из жизни разоряющегося поместного дворянства, а также романы «Чудаки» («Две жизни», 1911) и «Хромой барин» (1912), в которых Т. обратился к реалистич. манере письма. В 1914–1916 в качестве воен. корреспондента газ. «Русские ведомости» совершил ряд поездок на фронт. Воен. опыт нашёл отражение в рассказах «На горе», «Под водой», «Шарлотта» (все 1915) и др. Февр. революцию 1917 приветствовал, но Окт. революцию 1917 не принял; с 1919 в эмиграции во Франции, с 1921 в Германии. В Берлине сотрудничал в сменовеховской газ. «Накануне», сочувственно относившейся к сов. власти, общался с М. Горьким, А. М. Ремизовым, А. Белым, В. Б. Шкловским и др. В эмиграции созданы автобиографич. повесть «Детство Никиты» (1919–20), роман «Хождение по мукам» (1922; переработан в роман «Сёстры», 1925, ставший 1-й частью трилогии «Хождение по мукам»), а также научно-фантастич. роман «Аэлита» (1922–1923), который был опубликован уже в СССР, куда в 1923 Т. вернулся. В произведениях 1920–30-х гг. – критика капитализма: рассказы «Чёрная пятница», «Мираж» (оба 1924), научно-фантастич. роман «Гиперболоид инженера Гарина» (1925–27). Разоблачению мещанства посвящён сатирич. роман «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924–25), теме Гражд. войны 1917–22 – рассказы «Голубые города» (1925), «Разговор на балконе» (1927), «Гадюка» (1928), в которых показана трагедия героев революц. лет, не сумевших приспособиться к жизни в условиях НЭПа. События революции и Гражд. войны воссозданы в монументальной трилогии «Хождение по мукам» [романы «Сёстры» (1922, 2-я ред. – 1925), «Восемнадцатый год» (1927–28), «Хмурое утро» (1940–41); Гос. пр. СССР, 1943], рисующей трудный путь интеллигенции в революции и не лишённой тенденциозности в угоду офиц. идеологии. К переломной эпохе рус. истории обращён историч. роман «Пётр I» (1-я кн., 1929–30; 2-я кн., 1933–34; 3-я кн., 1944–45; не завершён; Гос. пр. СССР, 1941), воссоздающий широкую панораму рус. жизни и тонко передающий колорит эпохи, во многом благодаря языку, близкому к нар. речи. Роман проникнут пафосом укрепления государственности во главе с сильным лидером и стал образцовым произведением социалистического реализма. В 1936 опубликована повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино», созданная по мотивам кн. «Приключения Пиноккио» К. Коллоди и вошедшая в золотой фонд отеч. детской лит-ры. В 1936–38 возглавлял СП СССР. Тенденциозностью отмечен роман «Хлеб (Оборона Царицына)» (1937). В годы Вел. Отеч. войны обратился к патриотич. публицистике: ст. «Родина» (1941) и др. Мужеству и героизму сов. людей посвящён цикл «Рассказы Ивана Сударева» (1942–44). В 1941–43 создал драматич. дилогию «Иван Грозный» (пьесы «Орёл и орлица», «Трудные годы»; Гос. пр. СССР, 1946, посм.), идеализированно представлявшую верховного правителя и оправдывавшую жестокость царя. Мн. произведения Т. экранизированы.
Награждён орденом Ленина (1938).