Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОЛСТО́Й АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 242-243

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТОЛСТО́Й Алек­сей Ни­ко­лае­вич [29.12.1882(10.1.1883), Ни­ко­ла­евск, ны­не Пу­га­чёв Са­ра­тов­ской обл. – 23.2.1945, Мо­ск­ва], граф (причислен к роду в 1901), рус. пи­са­тель, об­ществ. дея­тель, акад. АН СССР (1939). Отец – гр. Н. А. Тол­стой, мать – дет­ская пи­са­тель­ни­ца А. Л. Бо­ст­ром, уро­ж­дён­ная Тур­гене­ва. Вос­пи­ты­вал­ся в се­мье от­чи­ма, А. А. Бо­ст­ро­ма (по не­ко­то­рым све­де­ни­ям, отец Т.). Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1905; пер­вая кни­га – сб. «Ли­ри­ка» (1907) в ду­хе де­ка­дент­ской по­эзии; пер­вый рас­сказ – «Ста­рая баш­ня» (1908). Ин­те­рес к фольк­ло­ру про­явил­ся в сб. «Со­ро­чьи сказ­ки» (1910) и кн. сти­хов «За си­ни­ми ре­ка­ми» (1911). Из­вест­ность Т. при­нес­ли рас­ска­зы и по­вес­ти 1909–11 из жиз­ни ра­зоряю­ще­го­ся по­ме­ст­но­го дво­рян­ст­ва, а так­же ро­ма­ны «Чу­да­ки» («Две жиз­ни», 1911) и «Хро­мой ба­рин» (1912), в ко­торых Т. об­ра­тил­ся к реа­ли­стич. ма­не­ре пись­ма. В 1914–1916 в ка­че­ст­ве во­ен. кор­рес­пон­ден­та газ. «Рус­ские ве­до­мо­сти» со­вер­шил ряд по­ез­док на фронт. Во­ен. опыт на­шёл от­ра­же­ние в рас­ска­зах «На го­ре», «Под во­дой», «Шар­лот­та» (все 1915) и др. Февр. ре­во­лю­цию 1917 при­вет­ст­во­вал, но Окт. ре­во­лю­цию 1917 не при­нял; с 1919 в эмиг­ра­ции во Фран­ции, с 1921 в Гер­ма­нии. В Бер­ли­не со­труд­ни­чал в сме­но­ве­хов­ской газ. «На­ка­ну­не», со­чув­ст­вен­но от­но­сив­шей­ся к сов. вла­сти, об­щал­ся с М. Горь­ким, А. М. Ре­ми­зо­вым, А. Бе­лым, В. Б. Шклов­ским и др. В эмиг­ра­ции соз­да­ны ав­то­био­гра­фич. по­весть «Дет­ст­во Ни­ки­ты» (1919–20), ро­ман «Хо­ж­де­ние по му­кам» (1922; пе­ре­ра­бо­тан в ро­ман «Сё­ст­ры», 1925, став­ший 1-й ча­стью три­ло­гии «Хо­ж­де­ние по му­кам»), а так­же на­уч­но-фан­та­стич. ро­ман «Аэли­та» (1922–1923), ко­то­рый был опуб­ли­ко­ван уже в СССР, ку­да в 1923 Т. вер­нул­ся. В про­из­ве­де­ни­ях 1920–30-х гг. – кри­ти­ка ка­пи­та­лиз­ма: рас­ска­зы «Чёр­ная пят­ни­ца», «Ми­раж» (оба 1924), на­уч­но-фан­та­стич. ро­ман «Ги­пер­бо­ло­ид ин­же­не­ра Га­ри­на» (1925–27). Ра­зо­бла­че­нию ме­щан­ст­ва по­свя­щён са­ти­рич. ро­ман «По­хо­ж­де­ния Нев­зо­ро­ва, или Иби­кус» (1924–25), те­ме Гражд. вой­ны 1917–22 – рас­ска­зы «Го­лу­бые го­ро­да» (1925), «Раз­го­вор на бал­ко­не» (1927), «Га­дю­ка» (1928), в ко­то­рых по­ка­за­на тра­ге­дия ге­ро­ев ре­во­люц. лет, не су­мев­ших при­спо­со­бить­ся к жиз­ни в ус­ло­ви­ях НЭПа. Со­бы­тия ре­во­лю­ции и Гражд. вой­ны вос­соз­да­ны в мо­ну­мен­таль­ной три­ло­гии «Хо­ж­де­ние по му­кам» [ро­ма­ны «Сё­ст­ры» (1922, 2-я ред. – 1925), «Во­сем­на­дца­тый год» (1927–28), «Хму­рое ут­ро» (1940–41); Гос. пр. СССР, 1943], ри­сую­щей труд­ный путь ин­тел­ли­ген­ции в ре­во­лю­ции и не ли­шён­ной тен­ден­ци­оз­но­сти в уго­ду офиц. идео­ло­гии. К пе­ре­лом­ной эпо­хе рус. ис­то­рии об­ра­щён ис­то­рич. ро­ман «Пётр I» (1-я кн., 1929–30; 2-я кн., 1933–34; 3-я кн., 1944–45; не за­вер­шён; Гос. пр. СССР, 1941), вос­соз­даю­щий ши­ро­кую па­но­ра­му рус. жиз­ни и тон­ко пе­ре­даю­щий ко­ло­рит эпо­хи, во мно­гом бла­го­да­ря язы­ку, близ­ко­му к нар. ре­чи. Ро­ман про­ник­нут па­фо­сом ук­ре­п­ле­ния го­су­дар­ст­вен­но­сти во гла­ве с силь­ным ли­де­ром и стал об­раз­цо­вым про­из­ве­де­ни­ем со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма. В 1936 опуб­ли­ко­ва­на по­весть «Зо­ло­той клю­чик, или При­клю­че­ния Бу­ра­ти­но», соз­дан­ная по мо­ти­вам кн. «При­клю­че­ния Пи­нок­кио» К. Кол­ло­ди и во­шед­шая в зо­ло­той фонд отеч. дет­ской лит-ры. В 1936–38 воз­глав­лял СП СССР. Тен­ден­ци­оз­но­стью от­ме­чен ро­ман «Хлеб (Обо­ро­на Ца­ри­цы­на)» (1937). В го­ды Вел. Отеч. вой­ны об­ра­тил­ся к пат­рио­тич. пуб­ли­ци­сти­ке: ст. «Ро­ди­на» (1941) и др. Му­же­ст­ву и ге­ро­из­му сов. лю­дей по­свя­щён цикл «Рас­ска­зы Ива­на Су­да­ре­ва» (1942–44). В 1941–43 соз­дал дра­ма­тич. ди­ло­гию «Иван Гроз­ный» (пье­сы «Орёл и ор­ли­ца», «Труд­ные го­ды»; Гос. пр. СССР, 1946, посм.), идеа­ли­зи­ро­ван­но пред­став­ляв­шую вер­хов­но­го пра­ви­те­ля и оп­рав­ды­вав­шую жес­то­ко­сть ца­ря. Мн. про­из­ве­де­ния Т. эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны.

На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1938).

Соч.: Полн. собр. соч. М., 1946–1953. Т. 1–15; Собр. соч.: В 10 т. М., 1982–1986; Пе­ре­пис­ка: В 2 т. М.,1989.

Лит.: Ал­па­тов А. В. А. Н. Тол­стой – мас­тер ис­то­ри­че­ско­го ро­ма­на. М., 1958; Пе­те­лин В. В. Судь­ба ху­дож­ни­ка. Жизнь, лич­ность, твор­че­ст­во А. Н. Тол­сто­го. М., 1982; Вос­по­ми­на­ния об А. Н. Тол­стом. 2-е изд. М., 1982; Крю­ко­ва А. М. А. Н. Тол­стой. М., 1989; А. Н. Тол­стой: Но­вые ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния. М., 1995; Вар­ла­мов А. Н. А. Тол­стой: Био­гра­фия. М., 2009.

Вернуться к началу