ПЕТРО́В НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕТРО́В Николай Васильевич [21.6(3.7).1890, Екатеринбург – 29.9.1964, Москва], рос. режиссёр, педагог, нар. арт. РСФСР (1945). Из семьи горного инженера. Начинал в 1907 в Вологде как актёр. В 1908–10 учился в режиссёрском классе МХТ (руководитель Вл. И. Немирович-Данченко). Ставил номера в моск. кабаре «Летучая мышь». В 1910–1933 (с перерывами) в Александринском театре (Петрогр., затем Ленингр. академич. театр драмы), с 1928 директор и худ. рук. Среди постановок: «Тот, кто получает пощёчины» Л. Н. Андреева (1915), «Как важно быть серьёзным» и «Идеальный муж» О. Уайльда (обе 1923), «Сарданапал» Дж. Байрона (1924), «Штиль» В. Н. Билль-Белоцерковского и «Ревизор» Н. В. Гоголя (обе 1927), «Рельсы гудят» В. М. Киршона (1930), «Страх» А. Н. Афиногенова (1931). В БДТ поставил спектакли: «Синяя птица» М. Метерлинка, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Рюи Блаз» В. Гюго (все 1921), «Земля» В. Я. Брюсова (1922). Одновременно как режиссёр, актёр и конферансье под псевд. Коля Петер сотрудничал с разл. петрогр. театрами и кабаре («Дом интермедий», «Бродячая собака», «Вольная комедия», «Балаганчик»), мюзик-холлом и др. Работал в Петрозаводске, Костроме и др. С 1933 в Харьковском рус. театре [«Ложь» (1933) и «Далёкое» (1935) Афиногенова, «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина (1933), «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (1934) и др.]. В 1937 поставил в Моск. театре Революции спектакль «Правда» А. Е. Корнейчука. В 1939–48 гл. режиссёр Моск. театра Транспорта («Комедия ошибок» Шекспира, 1939; «Со всяким может случиться» Б. С. Ромашова, 1940; «Машенька» Афиногенова, 1941; «Женитьба Бальзаминова» А. Н. Островского, 1944, и др.). Среди постановок в театрах Москвы: «Великая сила» Ромашова (1947, с К. А. Зубовым; Малый театр; Гос. пр. СССР, 1948), «Баня» В. В. Маяковского (1953, с В. Н. Плучеком и С. И. Юткевичем; Моск. театр сатиры), «Игрок» по Ф. М. Достоевскому (1956, Моск. театр. им. А. С. Пушкина), также ставил спектакли в Берлине, Софии и др. Острая сценич. форма сочеталась в работах П. с глубоким выявлением социального содержания пьесы. С нач. 1910-х гг. преподавал: в школе при Александринском театре, Ленингр. техникуме искусств, ГИТИСе (проф. с 1946).