ЮТКЕ́ВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЮТКЕ́ВИЧ Сергей Иосифович [15(28).12.1904, С.-Петербург – 23.4.1985, Москва], рос. режиссёр, киновед, нар. арт. СССР (1962), Герой Соц. Труда (1974). В 1917–1920 в театрах Киева и Севастополя. В 1921–22 учился в Москве на театрально-худож. ф-те Вхутемаса. По окончании в 1923 Гос. высших режиссёрских мастерских под рук. В. Э. Мейерхольда – режиссёр и художник агитац.-театральной группы «Синяя блуза». В 1922 совм. с Г. М. Козинцевым, Л. З. Траубергом и Г. К. Крыжицким создал манифест «Эксцентризм» (теоретич. платформа ФЭКС). Дебютировал в кино лентами «Шпундик-кооператор» (сценарист, совм. с В. Е. Ардовым), «Даёшь радио!» (режиссёр, совм. с С. Грюнбергом; обе 1925), «Третья Мещанская» (художник, 1927). В экспрессивно-плакатном стиле поставил ф. «Кружева» (1928). Сочетанием повествоват. сюжета и яркой заострённой формы характеризуются ленты «Златые горы» (1931) и «Встречный» (1932, совм. с Ф. М. Эрмлером). В стиле социалистического реализма поставил фильмы «Шахтёры» (1937), «Человек с ружьём» (1938), «Яков Свердлов» (1940), «Пржевальский» (1952), «Рассказы о Ленине» (1958) и др.; в эксцентрически-гротесковом ключе – комедийно-агитац. картины «Швейк готовится к бою» (1942) и «Новые похождения Швейка» (1943). Применил технику коллажа, сочетая музыкально-театральные номера с авантюрно-приключенч. сюжетом, в ф. «Здравствуй, Москва!» (1946). В пышно-повествоват. стиле выпустил историко-биографич. ф. «Великий воин Албании Скандербег» (1954, пр. Мкф в Канне) и экранизацию пьесы «Отелло» У. Шекспира (1956, пр. Мкф в Канне). В 1962 поставил эксперим. анимац. коллаж «Баня» (совм. с А. Г. Карановичем), совмещающий стилистику рисунка 1920-х гг. с совр. худож. формами. Большой междунар. успех принёс ф. «Ленин в Польше» (1966, совм. с Польск. Нар. Республикой; пр. Мкф в Канне). В 1969 поставил психологич. мелодраму о взаимоотношениях А. П. Чехова и Л. С. Мизиновой «Сюжет для небольшого рассказа». Широкий резонанс получил фильм-коллаж «Маяковский смеётся» (1976, с А. Г. Карановичем), в стиле «зонг»-мюзикла совместивший документалистику, анимацию и игровое кино. Смелым экспериментом стал ф. «Ленин в Париже» (1981), сочетающий разл. киностили и жанры. С 1936 работал в НИИ искусствознания. В 1938–44 худ. рук. студии «Союздетфильм», в 1939–46 гл. реж. Ансамбля песни и пляски НКВД, в 1960–65 гл. реж. Студенч. театра МГУ. Поставил ок. 30 спектаклей в Москве и Ленинграде (ныне С.-Петербург). Автор и соавтор сценариев своих фильмов. С 1929 преподавал во ВГИКе (проф. с 1940). Гос. пр. СССР (1941, 1947, 1967, 1983). Юбилейная пр. Мкф в Венеции за вклад в киноискусство (1982). Награждён орденами Ленина (1964, 1967, 1974).