ФОРЕ́ГГЕР
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОРЕ́ГГЕР Николай Михайлович (барон фон Грейфентурн) [6(18).4.1892, Киев – 8.6.1939, Москва], рос. театральный деятель и публицист. Один из самых ярких представителей отеч. театрального иск-ва 1920-х гг. Из обрусевшего австр. рода. Окончил юридич. ф-т Киевского ун-та. С 1916 в Москве (в Камерном театре, кабаре «Кривое зеркало»). Под псевд. Фракасс публиковался в театральной периодике, выступал как театральный художник. В 1918 организовал «Театр Четырёх масок», «Московский балаган». Работал в Воронеже, фронтовых агитпоездах. В 1920 в Москве организовал Мастфор (Мастерская Фореггера, существовала до 1924; среди сотрудников – О. М. Брик, М. И. Блантер, С. М. Эйзенштейн, С. И. Юткевич), где широко использовал стилистику площадного театра, мюзик-холла, цирка («Хорошее отношение к лошадям» В. В. Маяковского; «Гарантии Гента» В. З. Масса, оба 1922; пародии на спектакли МХАТа, ГАБТа, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, К. Я. Голейзовского, А. Дункан и мн. др.; обозрения, буффонады, оперетты и т. п.). Поставил «Танцы машин» («Механические танцы», 1922), оказавшие значит. влияние на танцевальное и эстрадное иск-во, а также кинематограф. Во 2-й пол. 1920-х гг. в разл. театрах Ленинграда и др. городов СССР. В 1929–34 в Харьковском театре оперы и балета (до 1931 гл. режиссёр и гл. балетмейстер), где поставил балет «Футболист» В. А. Оранского (1930), оперу «Машинист Гопкинс» М. Брандта (1931) и др. В 1934–37 работал в Киеве как режиссёр и балетмейстер театра, цирка и эстрады, в 1938–39 гл. режиссёр Куйбышевского театра оперы и балета (оперы «Тихий Дон» И. И. Дзержинского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки). Умер от туберкулёза.