Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОРЕ́ГГЕР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 479

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФОРЕ́ГГЕР Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич (ба­рон фон Грей­фен­турн) [6(18).4.1892, Ки­ев – 8.6.1939, Мо­ск­ва], рос. те­ат­раль­ный дея­тель и пуб­ли­цист. Один из са­мых яр­ких пред­ста­ви­те­лей отеч. те­ат­раль­но­го иск-ва 1920-х гг. Из об­ру­сев­ше­го австр. ро­да. Окон­чил юри­дич. ф-т Ки­ев­ско­го ун-та. С 1916 в Мо­ск­ве (в Ка­мер­ном те­ат­ре, ка­ба­ре «Кри­вое зер­ка­ло»). Под псевд. Фра­касс пуб­ли­ко­вал­ся в те­ат­раль­ной пе­рио­ди­ке, вы­сту­пал как те­ат­раль­ный ху­дож­ник. В 1918 ор­га­ни­зо­вал «Те­атр Че­ты­рёх ма­сок», «Мо­с­ков­ский ба­ла­ган». Ра­бо­тал в Во­ро­не­же, фрон­то­вых агит­по­ез­дах. В 1920 в Мо­ск­ве ор­га­ни­зо­вал Маст­фор (Мас­тер­ская Фо­рег­ге­ра, су­ще­ст­во­ва­ла до 1924; сре­ди со­труд­ни­ков – О. М. Брик, М. И. Блан­тер, С. М. Эй­зен­штейн, С. И. Ют­ке­вич), где ши­ро­ко ис­поль­зо­вал сти­ли­сти­ку пло­щад­но­го те­ат­ра, мю­зик-хол­ла, цир­ка («Хо­ро­шее от­но­ше­ние к ло­ша­дям» В. В. Мая­ков­ско­го; «Га­ран­тии Ген­та» В. З. Мас­са, оба 1922; па­ро­дии на спек­так­ли МХАТа, ГАБТа, В. Э. Мей­ер­холь­да, А. Я. Таи­ро­ва, К. Я. Го­лей­зов­ско­го, А. Дун­кан и мн. др.; обо­зре­ния, буф­фо­на­ды, опе­рет­ты и т. п.). По­ста­вил «Тан­цы ма­шин» («Ме­ха­ни­че­ские тан­цы», 1922), ока­зав­шие зна­чит. влия­ние на тан­це­валь­ное и эс­т­рад­ное иск-во, а так­же ки­не­ма­то­граф. Во 2-й пол. 1920-х гг. в разл. те­ат­рах Ле­нин­гра­да и др. го­ро­дов СССР. В 1929–34 в Харь­ков­ском те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та (до 1931 гл. ре­жис­сёр и гл. ба­лет­мей­стер), где по­ста­вил ба­лет «Фут­бо­лист» В. А. Оран­ско­го (1930), опе­ру «Ма­ши­нист Гоп­кинс» М. Бранд­та (1931) и др. В 1934–37 ра­бо­тал в Кие­ве как ре­жис­сёр и ба­лет­мей­стер те­ат­ра, цир­ка и эс­т­ра­ды, в 1938–39 гл. ре­жис­сёр Куй­бы­шев­ско­го те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та (опе­ры «Ти­хий Дон» И. И. Дзер­жин­ско­го, «Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки). Умер от ту­бер­ку­лё­за.

Лит.: Дейч А. И. Го­лос па­мя­ти: Те­ат­раль­ные впе­чат­ле­ния и встре­чи. М., 1966; Ше­ре­меть­ев­ская Н. Н. Фо­рег­гер – по­ста­нов­щик тан­цев // Те­атр. 1972. № 5; Мар­ков П. А. Но­вей­шие те­ат­раль­ные те­че­ния // Мар­ков П. А. О те­ат­ре. М., 1974. Т. 1; Че­па­лов А. И. Судь­ба пе­ре­смеш­ни­ка, или Но­вые стран­ст­вия Фра­кас­са: Те­ат­раль­ный ро­ман-ис­сле­до­ва­ние. Хар., 2001; Те­ат­раль­ные ма­ни­фе­сты Н. Фо­рег­ге­ра / Публ. В. Щер­ба­ко­ва // Мне­мо­зи­на: До­ку­мен­ты и фак­ты из ис­то­рии рус­ско­го те­ат­ра ХХ ве­ка / Ред.-сост. В. В. Ива­нов. М., 1996; Сер­ге­ев А. В. Цир­ки­за­ция теат­ра: От тра­ди­цио­на­лиз­ма к фу­ту­риз­му. СПб., 2008.

Вернуться к началу