МИНИАТЮ́РА ПОРТРЕ́ТНАЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИНИАТЮ́РА ПОРТРЕ́ТНАЯ, вид живописного (иногда резного) портрета небольшого формата (от 1,5 до 20 см). М. п. исполнялись гуашью, акварелью по пергаменту, картону, бумаге, слоновой кости, иногда маслом по металлу, керамич. красками по фарфору, а также в технике эмали. Портретное изображение на миниатюре могло быть камерным или парадным; одно-, двух- или многофигурным. М. п. включались в медальоны, крышки табакерок, часов; вставлялись в браслеты, броши, в перстни вместо камня; использовались для украшения интерьера. Для защиты от механич. и физич. повреждений миниатюру помещали в металлич. оправу (которая нередко была произведением ювелирного иск-ва) со стеклом. Изображённые на медальонах портреты царствующих особ в драгоценной оправе даровались за особые заслуги и считались личной наградой; такие «жалованные портреты» носили на ленте или банте, в петлице.
Как особый жанр живописи М. п. складывается в эпоху Возрождения (ок. 1520) и связана по стилю и технике как с миниатюрой книжной [Ж. Клуэ (см. Клуэ) во Франции, Дж. Кловио в Италии и др.], так и с традициями медальерного искусства (расположение в круге, овале; функции памятного знака). В М. п. 16 в. точностью и документальностью, ясностью психологич. характеристики отличаются работы X. Хольбейна Младшего, исполненные в Германии и Англии (где работали его ученики Н. Хиллиард и А. Оливер), нидерл. мастеров Л. Хоренбаута (работал в Англии), Г. и Я. Хёфнагелей (работали в Праге), франц. художников Ф. Клуэ, Л. Лимозена (эмалевые произв.), нем. художника Д. Фрёшля (работал в Праге). Среди мастеров М. п. 17 в. – Ж. Петито (Швейцария), исполнявший в технике эмали копии с живописных парадных портретов; бр. С. и А. Купер (Великобритания), франц. худ. Пьер Синьяк (работал в Швеции). В 18 в. М. п. достигает расцвета. Р. Каррьера вводит технику живописи гуашью на пластине слоновой кости с цветным фоном. В кон. 18 – нач. 19 вв. в жанре М. п. работали Ж. Б. Массе, Ж. О. Фрагонар, Ж. Б. Ж. Огюстен, Ж. Б. Изабе, Л. Ж. Ф. Лагрене, Ж. Б. Сенгри, М. Л. Э. Виже-Лебрён и др. во Франции; Р. Косуэй, Дж. Смарт, бр. Н. и Э. Плаймер в Великобритании; М. М. Даффингер, Г. Ф. Фюгер, И. Б. Лампи Старший в Австрии и др.
В России первые М. п. (гл. обр. эмалевые) появились в 18 в. – работы Г. С. Мусикийского, А. Г. Овсова, Д. И. Евреинова, П. Г. Жаркова (с 1779 возглавил класс миниатюрной живописи в петерб. АХ). В кон. 18 – нач. 19 вв. тонкие по исполнению М. п. пишут Г. И. Скородумов, В. Л. Боровиковский, Н. И. Аргунов (см. Аргуновы), А. К. Головачевский, И. И. Теребенёв, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. Ф. Соколов, А. Ритт, А. Г. Рокштуль; работавшие в России европ. художники Д. Босси, К. де Местр, А. Молинари, А. Ф. Г. Виолье и др. М. п. утрачивает своё значение к сер. 19 в. в связи с распространением дагеротипии и фотографии. В 20 в. М. п. на лаке известна в иск-ве мастеров Палеха, Федоскино, Холуя, Мстёры.