ЛА́МПИ СЕМЬЯ АВСТРИЙСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ: ИОГАНН БАПТИСТ СТАРШИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́МПИ (Lampi), семья австрийских живописцев.
Иоганн Баптист (Джованни Баттиста; Джамбаттиста) Старший (31.12.1751, Ромено, Южный Тироль, ныне Тренто, Италия – 11.2.1830, Вена), художник, сильно повлиявший на русскую портретную школу конца 18 – начала 19 вв. Обучался вначале у отца, тирольского художника Маттиаса Лампа (Lamp; 1698–1780), затем у П. А. Лоренцони, Ф. К. Кёнига и Ф. Н. Шрайхера в Зальцбурге, в 1770–73 – у Ф. Лоренци (ученика Дж. Б. Тьеполо) в Вероне. Был знаком с семейством художников Чиньяроли (Чиньяролли). В 1770–80 работал в Италии. Писал алтарные картины и портреты. В 1773 избран членом веронской АХ. Переехал в Инсбрук, затем жил в Вене (1781–88). В 1786 получил звание профессора венской АХ за портрет императора Иосифа II (Галерея АХ, Вена). По рекомендации графа Ф. Казановы (письмо к М. Баччарелли от 1788) работал в Польше при дворе Станислава Августа Понятовского: писал портреты короля и польских аристократов (1788–91). Был высоко оценён графом Станиславом Щенсным Потоцким, по приглашению которого побывал в Яссах (октябрь 1791), где написал посмертный портрет князя Г. А. Потёмкина. В 1791 Потёмкин настойчиво приглашал художника в Россию (что известно из переписки с австрийским канцлером князем В. А. Кауниц-Ритбергом). Немаловажную роль в приглашении в Санкт-Петербург сыграли граф Потоцкий и князь П. А. Зубов.
В. С. Попов, приближённый Потёмкина, рекомендовал Иоганна Баптиста императрице Екатерине II, которая вызвала его в Санкт-Петербург. 16.10.1791 Попов написал из Ясс Зубову, что тот получил от венской АХ «отпуск до февраля 1792» и «отъезжает скоро в Варшаву», но, вероятно, он отправился в Санкт-Петербург и прибыл туда 20.1.1792, как европейская знаменитость сразу получив место придворного живописца. 12.9.1792 одновременно с П. Гонзага избран почётным вольным общником АХ. Сохранился представленный им президенту АХ графу А. И. Мусину-Пушкину проект реорганизации АХ. 12.1.1796 на Совете АХ было оглашено его письмо, «которым он предлагал свои услуги к споспешествованию успехам учеников Академии, не требуя никакого себе за то вознаграждения» (предложение принято не было). Давал уроки русским художникам (в 1792–94 у него обучался В. Л. Боровиковский). 4.12.1796, после смерти императрицы Екатерины II, отстранён императором Павлом I от двора. 6.7.1797 представил Павлу I счёт за неоплаченные Екатериной II портреты и с женой и младшим сыном Францем Ксавером покинул Россию, но сохранил с ней связи. В 1797 вернулся в Вену, где возглавил Совет венской АХ. В Вене опекал пенсионеров петербургской АХ, в т. ч. ссужал их деньгами. В 1803 среди таковых были В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, В. И. Демут, С. Н. Дудин, в 1808 – И. П. Мартос, А. Канова. Во время Венского конгресса написал много портретов; ему нанёс визит император Александр I. С 1822 практически перестал работать.
В ранних религиозных композициях заметно влияние Тьеполо. Годы работы в России были очень плодотворны; в это время Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий постепенно сходили со сцены, и художнику удалось на несколько лет стать ведущим портретистом петербургского двора. В России он создал серию крупноформатных портретов в рост (среди них – Портрет великих князей Александра и Константина, ГРМ; Портрет великой княжны Марии Павловны, Павловск). В парадных портретах барочные традиции сочетаются с классицистической уравновешенностью композиции [Елена, принцесса Вюртембергская (1780-е гг., галерея Питти, Флоренция), императрица Екатерина II (1793), князь А. А. Безбородко (1794), граф А. И. Мусин-Пушкин (1794; все – ГЭ); граф В. А. Зубов и князь П. А. Зубов (1796, ГРМ); А. Канова (ок. 1806, Австрийская галерея, Вена), и др. ]. В своих камерных (преимущественно женских) портретах часто изображал модели в пейзаже; в этих произведениях преобладает элегическое настроение (С. К. Витт, 1790-е гг.; графиня Е. П. Строганова, 1793; князь Н. Б. Юсупов, 1794; графиня Н. А. Суворова, 1795; все – ГРМ). Живописная манера художника (плавный мазок, нежный серебристый тональный колорит) оказала влияние на русских портретистов 2-й половины 18 в. Живописное наследие разошлось по многим музеям (ГЭ, ГРМ, ГТГ, музеи Калуги, Воронежа, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Перми, Одессы и др.), но атрибуция приписываемых ему портретов не всегда достоверна. Не менее 30 портретов подписаны.
Иоганн Баптист Младший (4.3.1775, Триент, Южный Тироль – 17.2.1837, Вена), сын Иоганна Баптиста Старшего, учился в венской АХ (1786–94) у Г. Ф. Фюгера и Г. Маурера. В 1795 – сентябре 1804 работал в России. Почётный вольный общник (1795) и академик (1797) петербургской АХ. После 1805 жил в Вене; член венской АХ (1813). Стилистически его портреты близки работам отца (Портрет великих князей Александра и Константина в рост в орденских мантиях, 1795, ГТГ; стихотворец А. А. Майков, 1796, ГТГ; художник И. А. Акимов, 1797, Музей РАХ, Санкт-Петербург; российский посол в Вене князь А. Б. Куракин, 1807; ГРМ, и др.). Сын – художник Жан Франц.
Франц Ксавер (22.1.1782, Клагенфурт, Австрия – 22.7.1852, Варшава), сын Иоганна Баптиста Старшего, обучался у отца; работал в Германии, Италии, Венгрии, с 1815 – в Варшаве. Писал портреты, алтарные композиции, картины на мифологические сюжеты.