Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РО́КОТОВ ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ

Ф. С. Рокотов. «Портрет неизвестной в розовом платье». 1770-е гг. Третьяковская галерея (Москва).

РО́КОТОВ Фё­дор Сте­па­но­вич [1732 (по др. све­де­ни­ям, 1735), с. Во­рон­цо­во, ны­не в чер­те г. Мо­ск­ва – 12(24).12.1808, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец, адъ­юнкт (1762) и ака­де­мик пе­терб. АХ (1765). Воль­но­от­пу­щен­ный кн. П. И. Реп­ни­на (по др. све­де­ни­ям, его вне­брач­ный сын). Пред­по­ло­жи­тель­но в юно­сти обу­чал­ся ико­но­пи­си. Впер­вые имя Р. упо­ми­на­ет­ся в пись­ме М. В. Ло­мо­но­со­ва к И. И. Шу­ва­ло­ву (в свя­зи с прось­бой по­ру­чить моло­до­му ху­дож­ни­ку ско­пи­ро­вать порт­рет имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны для пе­рево­да в мо­заи­ку). Учил­ся в пе­терб. АХ (1760–62) у Л. Ж. Ле Лор­ре­на, Л. Ж. Ф. Лаг­ре­не и Ф. Фон­те­бас­со. Ран­ние порт­ре­ты (княж­ны Е. Б. Юсу­по­вой, кон. 1750-х – нач. 1760-х гг., ГРМ, и др.) ещё свя­за­ны с тра­ди­ци­ей рус. порт­ре­та 1-й пол. 18 в. (А. П. Ан­тро­пов). Изу­чая про­из­ве­де­ния ино­стран­цев, ра­бо­тав­ших в Рос­сии (Л. Ток­ке, П. Ро­та­ри и др.), Р. уве­рен­но ов­ла­дел приё­ма­ми зап.-ев­роп. порт­ре­та сер. 18 в. (вел. кн. Пётр Фё­до­ро­вич, впо­след­ст­вии имп. Пётр III, 1758, ГРМ, ва­ри­ант – ГТГ; це­са­ре­вич Па­вел Пет­ро­вич, 1761 и 1770-е гг., оба в ГРМ; «Граф Г. Г. Ор­лов в ла­тах», 1762–63, ГТГ, граф И. Г. Ор­лов, ме­ж­ду 1762 и 1765, ГРМ, и др.). В 1763 ис­пол­нил па­рад­ный ко­ро­на­ци­он­ный порт­рет имп. Ека­те­ри­ны II (ГТГ; см. илл. к ст. Ека­те­ри­на II Алек­се­ев­на). В С.-Пе­тер­бур­ге Р. имел свою мас­тер­скую, где с по­мо­щью уче­ни­ков ис­пол­нял мно­го­числ. порт­рет­ные за­ка­зы.

Ок. 1767 Р. пе­ре­ехал в Мо­ск­ву, где стал «воль­ным жи­во­пис­цем», сбли­зил­ся с про­све­щён­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми дво­рян­ст­ва. От­ка­зав­шись от па­рад­ных изо­бра­же­ний, он пи­шет ка­мер­ные порт­ре­ты, со­че­таю­щие бе­зы­скус­ст­вен­ность ком­по­зи­ции с тон­ким ли­риз­мом, внутр. оду­хо­тво­рён­ность – с не­уло­ви­мо­стью на­строе­ния, не­кой за­та­ён­но­стью чувств ге­ро­ев (И. Л. Го­ле­ни­щев-Ку­ту­зов, ме­ж­ду 1762 и 1764, ГРМ; граф А. И. Во­рон­цов, ок. 1765; Н. Е. и А. П. Струй­ские, оба 1772; по­эт В. И. Май­ков, ок. 1775, все – в ГТГ; дра­ма­тург А. П. Су­ма­ро­ков, 1777, ГИМ). Эмо­цио­наль­ное воз­дей­ст­вие жи­во­пи­си Р. во мно­гом за­ви­сит от пред­почи­тае­мо­го им эф­фек­та бо­ко­во­го ос­ве­ще­ния, слов­но пре­об­ра­жаю­ще­го ли­цо мо­де­ли и рас­тво­ряю­ще­го кон­ту­ры фи­гу­ры, «сплав­ляю­ще­го» их с мер­цаю­щим фо­ном. Изы­скан­ный ко­ло­рит по­стро­ен на со­пос­тав­ле­нии от­тен­ков сбли­жен­ных то­нов; его ожив­ля­ют лёг­кие маз­ки бе­лил или ро­зо­вой крас­ки в изо­бра­же­нии тка­ней и дра­го­цен­но­стей. В порт­ре­тах 1780–90-х гг. за­га­доч­ный по­лу­мрак сме­ня­ют звуч­ное ко­ло­ри­стич. ре­ше­ние и бо­лее оп­ре­де­лён­ная мо­де­ли­ров­ка фи­гуры (В. Е. Но­во­силь­це­ва, 1780, ГТГ; кн. И. И. Ба­ря­тин­ский в юно­сти, нач. 1780-х гг., ГТГ; гра­фи­ня Е. В. Сан­ти, 1785, ГРМ; суп­ру­ги Су­ров­це­вы, 2-я пол. 1780-х гг., оба – в ГРМ; гра­фи­ня П. А. Во­рон­цо­ва, нач. 1790-х гг., ГРМ, и др.). В позд­них порт­ре­тах Р. не­ред­ко ак­цен­ти­ро­ва­но свой­ст­вен­ное мо­де­ли чув­ст­во вы­со­ко­го ду­хов­но­го пре­вос­ход­ст­ва; сти­ли­сти­ка этих ра­бот сви­де­тель­ст­ву­ет о пе­ре­хо­де от утон­чён­но­сти ро­ко­ко к яс­но­сти и стро­го­сти клас­си­циз­ма. В по­след­ние го­ды Р. ра­бо­тал ма­ло из-за на­чав­шей­ся сле­по­ты.

Лит.: Лап­ши­на Н. Ф. С. Ро­ко­тов. М., 1959; Ми­хай­ло­ва К. В. Ф. С. Ро­ко­тов. Л., 1971; Суч­ков С. В. Ф. С. Ро­ко­тов. Л., 1976; Мар­ки­на Л. А. Ф. Ро­ко­тов: Из со­б­ра­ния ГТГ. М., 1986; Мо­ле­ва Н. М. За­гад­ки Ро­ко­то­ва, или Жизнь ве­ли­ко­го порт­ре­ти­ста вре­мен Ека­те­ри­ны. М., 1994.

Вернуться к началу