Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕВИ́ЦКИЙ

Авторы: Т. В. Алексеева

ЛЕВИ́ЦКИЙ Дмит­рий Гри­горь­е­вич [ме­ж­ду 13(24).5 и 17(28).5.1735, Ки­ев – 4(16).4.1822, С.-Пе­тер­бург], рос. жи­во­пи­сец. Учил­ся у от­ца, укр. гра­вё­ра Г. К. Ле­виц­ко­го; во вре­мя ра­бо­ты в Кие­ве над рос­пи­ся­ми Ан­д­ре­ев­ско­го со­бо­ра (1752–55) по­зна­ко­мил­ся с А. П. Ан­тро­по­вым. Пе­ре­ехав в С.-Пе­тер­бург (ок. 1758), жил и учил­ся у не­го; воз­мож­но, так­же брал уро­ки у Л. Ж. Ф. Лаг­ре­не, Дж. Ва­ле­риа­ни и Г. И. Коз­ло­ва. В ка­че­ст­ве под­мас­те­рья Ан­тро­по­ва при­ни­мал уча­стие в 1762 в оформ­ле­нии в Мо­ск­ве тор­жеств по слу­чаю ко­ро­на­ции Ека­те­ри­ны II. В 1760-е гг. пи­сал ико­ны (для моск. церк­вей).

Д. Г. Левицкий. Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова. 1769. Русский музей (С.-Петербург).

Л. – круп­ней­ший мас­тер рус. па­рад­но­го порт­ре­та; пе­ри­од рас­цве­та его твор­че­ст­ва при­хо­дит­ся на 1770-е – нач. 1780-х гг. В порт­ре­те арх. А. Ф. Ко­ко­ри­но­ва (1769, ГРМ; за ра­бо­ту по­лу­чил в 1770 зва­ние акад. пе­терб. АХ) ху­дож­ник дос­ти­га­ет эф­фект­но­сти ком­по­зи­ции, ин­тен­сив­но­сти и то­наль­но­го един­ст­ва цве­то­вых от­тен­ков, вы­ра­зи­тель­но­сти по­зы и жес­тов. В этом и др. порт­ре­тах [от­куп­щи­ка Н. А. Се­зе­мо­ва, 1770, кн. А. М. Го­ли­цы­на, 1772 (см. илл. к ст. Го­ли­цын А. М.), П. А. Де­ми­до­ва, 1773 (см. илл. к ст. Де­ми­дов П. А.); все – ГТГ] об­щая тор­же­ст­вен­ность в тра­ди­ци­ях позд­не­го ба­рок­ко час­то со­че­та­ет­ся с чер­та­ми ес­те­ст­вен­но­сти и обы­ден­но­сти; пси­хо­ло­гич. на­блю­да­тель­ность, иду­щая от мас­те­ров укр. порт­ре­та 17–18 вв. и А. П. Ан­тро­по­ва, со­от­но­сит­ся с ост­рым вос­при­яти­ем ма­те­ри­аль­но­сти ак­сес­суа­ров. В се­рии из 7 па­рад­ных порт­ре­тов «смо­ля­нок» (вос­пи­тан­ниц Смоль­но­го ин-та), ис­пол­нен­ной по за­ка­зу И. И. Бец­ко­го (1772–1776, ГРМ), Л. соз­дал га­ле­рею об­ра­зов изящ­ных, ко­кет­ли­вых де­ву­шек, му­зи­ци­рую­щих, тан­цую­щих и ра­зыг­ры­ваю­щих пас­то­раль­ные сце­ны. Ху­дож­ник рас­крыл раз­но­об­ра­зие ха­рак­те­ров и жи­вость чувств мо­де­лей; се­рия от­ли­ча­ет­ся изы­скан­ной де­ко­ра­тив­но­стью «ро­кай­ль­но­го» ко­ло­ри­та и пло­ско­ст­но­стью про­стран­ст­вен­но­го ре­ше­ния, не на­ру­шаю­ще­го при этом рель­еф­но­сти фи­гур.

Д. Г. Левицкий. Портрет Е. И. Нелидовой. 1773. Русский музей (С.-Петербург).

Уг­луб­лён­но­стью и мно­го­об­ра­зи­ем ин­ди­ви­ду­аль­ных ха­рак­те­ри­стик, сдер­жан­но­стью ху­дож. средств от­ме­че­ны ка­мер­ные порт­ре­ты Л. Они ли­ше­ны внеш­них ат­ри­бу­тов и ис­пол­не­ны в сво­бод­ной пас­тоз­ной ма­не­ре (Д. Дид­ро, 1773–74, Му­зей иск-ва и ис­то­рии, Же­не­ва; М. А. Дья­ко­ва, 1778, гр. Я. Е. Си­верс, 1779, оба – ГТГ; пи­са­тель А. В. Хра­по­виц­кий, 1781, ГРМ; арх. Н. А. Львов, 1780-е гг., ГРМ и ГТГ). С нач. 1780-х гг. в твор­чест­ве Л. ска­зы­ва­ет­ся влия­ние клас­си­циз­ма; в порт­ре­тах гр. Ур­су­лы Мни­шек (1782, ГТГ), А. Д. Лан­ско­го (1780, ГТГ; 1782, ГРМ; см. илл. к ст. Лан­ские), «Ека­те­ри­на II – за­ко­но­да­тель­ни­ца в хра­ме бо­ги­ни Пра­во­су­дия» (1783, ГРМ; ва­ри­ан­ты в др. со­б­ра­ни­ях) тон­кая ню­ан­си­ров­ка сме­ня­ет­ся ло­каль­но­стью цве­та, воз­рас­та­ет чёт­кая оп­ре­делён­ность объ­ё­мов, по­яв­ля­ет­ся за­гла­жен­ность пись­ма. В по­след­нем из этих порт­ре­тов (про­грам­ма бы­ла раз­ра­бо­та­на Н. А. Льво­вым) во­пло­ще­но от­вле­чён­ное пред­став­ле­ние о «муд­рой мо­нар­хии», гос­под­ство­вав­шее в кру­ге Г. Р. Дер­жа­ви­на, к ко­то­ро­му Л. был бли­зок.

Со 2-й пол. 1780-х гг. ра­бо­ты ху­дож­ни­ка ут­ра­чи­ва­ют преж­нюю це­ло­ст­ность и гар­мо­нич­ность, ха­рак­те­ри­сти­ки мо­де­лей ста­но­вят­ся не­сколь­ко внеш­ни­ми (порт­ре­ты до­че­ри, Ага­ши Ле­виц­кой, сер. 1780-х гг., ГТГ и ГРМ; В. И. и М. А. Мит­ро­фа­но­вых, 1790-е гг., ГРМ; Н. И. Но­ви­ко­ва, 1797, ГТГ, и др.). Од­на­ко и в позд­ние го­ды Л. соз­да­ёт ряд вы­со­ко­ху­до­жеств. про­из­ве­де­ний, сбли­жаю­щих­ся с рус. сен­ти­мен­та­лиз­мом (порт­ре­ты до­че­рей гр. А. И. Во­рон­цо­ва, кон. 1780-х – нач. 1790-х гг., ГРМ, и др.). По­сле 1800 из-за бо­лез­ни глаз Л. поч­ти не ра­бо­тал. Ру­ко­во­дил порт­рет­ным клас­сом в пе­терб. АХ (1771–87); со­вет­ник (с 1776) и чл. Со­ве­та (1780–87 и с 1807) Ака­де­мии ху­до­жеств; сре­ди уче­ни­ков – С. С. Щу­кин, П. С. Дро­ж­дин, Е. Д. Ка­ме­жен­ков.

Лит.: Д. Г. Ле­виц­кий / Сост. С. П. Дя­ги­лев. СПб., 1902; Гер­шен­зон-Че­го­дае­ва Н. М. Д. Г. Ле­виц­кий. М., 1964; Во­ро­ни­на Н. Ле­виц­кий. М., 1968; Ва­лиц­кая А. П. Д. Г. Ле­виц­кий. Л., 1985; Д. Г. Ле­виц­кий: Сб. на­уч. тру­дов / Под ред. Г. Н. Гол­дов­ско­го. Л., 1987; Мар­ки­на Л. А. Д. Ле­виц­кий. М., 2001.

Вернуться к началу