ЛЕВИ́ЦКИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕВИ́ЦКИЙ Дмитрий Григорьевич [между 13(24).5 и 17(28).5.1735, Киев – 4(16).4.1822, С.-Петербург], рос. живописец. Учился у отца, укр. гравёра Г. К. Левицкого; во время работы в Киеве над росписями Андреевского собора (1752–55) познакомился с А. П. Антроповым. Переехав в С.-Петербург (ок. 1758), жил и учился у него; возможно, также брал уроки у Л. Ж. Ф. Лагрене, Дж. Валериани и Г. И. Козлова. В качестве подмастерья Антропова принимал участие в 1762 в оформлении в Москве торжеств по случаю коронации Екатерины II. В 1760-е гг. писал иконы (для моск. церквей).
Л. – крупнейший мастер рус. парадного портрета; период расцвета его творчества приходится на 1770-е – нач. 1780-х гг. В портрете арх. А. Ф. Кокоринова (1769, ГРМ; за работу получил в 1770 звание акад. петерб. АХ) художник достигает эффектности композиции, интенсивности и тонального единства цветовых оттенков, выразительности позы и жестов. В этом и др. портретах [откупщика Н. А. Сеземова, 1770, кн. А. М. Голицына, 1772 (см. илл. к ст. Голицын А. М.), П. А. Демидова, 1773 (см. илл. к ст. Демидов П. А.); все – ГТГ] общая торжественность в традициях позднего барокко часто сочетается с чертами естественности и обыденности; психологич. наблюдательность, идущая от мастеров укр. портрета 17–18 вв. и А. П. Антропова, соотносится с острым восприятием материальности аксессуаров. В серии из 7 парадных портретов «смолянок» (воспитанниц Смольного ин-та), исполненной по заказу И. И. Бецкого (1772–1776, ГРМ), Л. создал галерею образов изящных, кокетливых девушек, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторальные сцены. Художник раскрыл разнообразие характеров и живость чувств моделей; серия отличается изысканной декоративностью «рокайльного» колорита и плоскостностью пространственного решения, не нарушающего при этом рельефности фигур.
Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик, сдержанностью худож. средств отмечены камерные портреты Л. Они лишены внешних атрибутов и исполнены в свободной пастозной манере (Д. Дидро, 1773–74, Музей иск-ва и истории, Женева; М. А. Дьякова, 1778, гр. Я. Е. Сиверс, 1779, оба – ГТГ; писатель А. В. Храповицкий, 1781, ГРМ; арх. Н. А. Львов, 1780-е гг., ГРМ и ГТГ). С нач. 1780-х гг. в творчестве Л. сказывается влияние классицизма; в портретах гр. Урсулы Мнишек (1782, ГТГ), А. Д. Ланского (1780, ГТГ; 1782, ГРМ; см. илл. к ст. Ланские), «Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия» (1783, ГРМ; варианты в др. собраниях) тонкая нюансировка сменяется локальностью цвета, возрастает чёткая определённость объёмов, появляется заглаженность письма. В последнем из этих портретов (программа была разработана Н. А. Львовым) воплощено отвлечённое представление о «мудрой монархии», господствовавшее в круге Г. Р. Державина, к которому Л. был близок.
Со 2-й пол. 1780-х гг. работы художника утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними (портреты дочери, Агаши Левицкой, сер. 1780-х гг., ГТГ и ГРМ; В. И. и М. А. Митрофановых, 1790-е гг., ГРМ; Н. И. Новикова, 1797, ГТГ, и др.). Однако и в поздние годы Л. создаёт ряд высокохудожеств. произведений, сближающихся с рус. сентиментализмом (портреты дочерей гр. А. И. Воронцова, кон. 1780-х – нач. 1790-х гг., ГРМ, и др.). После 1800 из-за болезни глаз Л. почти не работал. Руководил портретным классом в петерб. АХ (1771–87); советник (с 1776) и чл. Совета (1780–87 и с 1807) Академии художеств; среди учеников – С. С. Щукин, П. С. Дрождин, Е. Д. Камеженков.