Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́МПИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 645

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

ЛА́МПИ (Lampi), се­мья австрийских жи­во­пис­цев.

Ио­ганн Бап­тист (Джо­ван­ни Бат­ти­ста; Джам­бат­ти­ста) Стар­ший (31.12.1751, Ро­ме­но, Юж. Ти­роль, ны­не Трен­то, Ита­лия – 11.2.1830, Ве­на), обу­чал­ся вна­ча­ле у от­ца, ти­роль­ско­го худ. Мат­тиа­са Лам­па (Lamp; 1698–1780), за­тем у П. А. Ло­рен­цо­ни, Ф. К. Кё­ни­га и Ф. Н. Штрайхе­ра в Зальц­бур­ге, 1770–73  – у Ф. Ло­рен­ци (уче­ни­ка Дж. Б. Тье­по­ло

 >>
) в Ве­ро­не. Был знаком с семейством художников Чиньяроли (Чиньяролли). В 1770–80 работал в Италии. Писал алтарные картины и портреты. В 1773 из­бран чле­ном ве­рон­ской АХ. Переехал в Инсбрук, затем жил в Ве­не (1781–88). В 1786 по­лу­чил зва­ние профессора вен­ской АХ за порт­рет императора Ио­си­фа II (Га­ле­рея АХ, Ве­на). По рекомендации графа Ф. Казановы (письмо к М. Баччарелли от 1788) ра­бо­тал в Поль­ше при дво­ре Ста­ни­сла­ва Ав­гу­ста Понятовского: пи­сал порт­ре­ты ко­ро­ля и польских ари­сто­кра­тов (1788–91). Был высоко оценён графом Станиславом Щенсным Потоцким, по приглашению которого побывал в Яссах (октябрь 1791), где написал посмертный портрет князя Г. А. Потёмкина. В 1791 По­тём­ки­н настойчиво приглашал художника в Россию (что известно из переписки с австрийским канцлером князем В. А. Кауниц-Ритбергом). Немаловажную роль в приглашении в Санкт-Петебург сыграли граф Потоцкий и князь П. А. Зубов.

И. Б. Лампи Старший. Портрет князя Н. Б. Юсупова. 1790-е гг. Эрмитаж (Санкт-Петербург).

 вы­ехал в его став­ку в Яс­сах; в 1792–97 ра­бо­тал в С.-Пе­тер­бур­ге, поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом имп. Ека­те­ри­ны II. С 1794 поч. воль­ный общ­ник пе­терб. АХ; да­вал уро­ки рус. ху­дож­ни­кам (В. Л. Бо­ро­ви­ков­ский

 >>
обу­чал­ся у не­го в 1792–94). С 1800 воз­глав­лял со­вет вен­ской АХ. С 1822 прак­ти­че­ски пе­ре­стал ра­бо­тать. В его ран­них ре­лиг. ком­по­зи­ци­ях за­мет­но влия­ние Тье­по­ло. В па­рад­ных порт­ре­тах ба­роч­ные тра­ди­ции со­че­та­ют­ся с клас­си­ци­стич. урав­но­ве­шен­но­стью ком­по­зи­ции [Еле­на, прин­цес­са Вюр­тем­берг­ская (1780-е гг., га­ле­рея Пит­ти, Фло­рен­ция), рос. имп. Ека­те­ри­на II (1793), кн. А. А. Без­бо­род­ко (1794), гр. А. И. Му­син-Пуш­кин (1794; все – Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург); гр. В. А. Зу­бов и кн. П. А. Зу­бов (пар­ные порт­ре­ты, оба – 1796, ГРМ); А. Ка­но­ва (ок. 1806, Австр. га­ле­рея, Ве­на) и др.]. В сво­их ка­мер­ных (пре­им. жен­ских) порт­ре­тах час­то изо­бра­жал мо­де­ли в пей­за­же; в этих ра­бо­тах пре­об­ла­да­ет эле­гич. на­строе­ние (С. К. Витт, 1790-е гг.; гр. Е. П. Стро­га­но­ва, 1793; кн. Н. Б. Юсу­пов, 1794; гр. Н. А. Су­во­ро­ва, 1795; все – ГРМ). Жи­во­пис­ная ма­не­ра ху­дож­ни­ка (плав­ный ма­зок, неж­ный се­реб­ри­стый то­наль­ный ко­ло­рит) ока­за­ла влия­ние на рус. порт­ре­ти­стов 2-й пол. 18 в. Отец Ио­ган­на Бап­ти­ста Млад­ше­го и Фран­ца Кса­ве­ра.

Ио­ганн Бап­тист Млад­ший (4.3.1775, Три­ент, Юж. Ти­роль – 17.2.1837, Ве­на), учил­ся в вен­ской АХ (1786–94) у Г. Ф. Фю­ге­ра и Г. Мау­ре­ра. В 1795–1804 ра­бо­тал в Рос­сии. Поч. воль­ный общ­ник (1795) и акад. (1797) пе­терб. АХ. По­сле 1805 жил в Ве­не; чл. вен­ской АХ (1813). Сти­ли­сти­че­ски его порт­ре­ты близ­ки ра­бо­там от­ца (сти­хо­тво­рец А. А. Май­ков, 1796, ГТГ; худ. И. А. Аки­мов, 1797, Му­зей РАХ, С.-Пе­тер­бург; рос. по­сол в Ве­не кн. А. Б. Ку­ра­кин, 1807, ГРМ, и др.).

Франц Кса­вер (22.1.1782, Кла­ген­фурт, Ав­ст­рия – 22.7.1852, Вар­ша­ва), обу­чал­ся вна­ча­ле у от­ца; ра­бо­тал в Гер­ма­нии, Ита­лии, Венг­рии, с 1815 – в Вар­ша­ве. Пи­сал порт­ре­ты, ал­тар­ные ком­по­зи­ции, кар­ти­ны на ми­фо­ло­гич. сю­же­ты (за­мет­но влия­ние С. Ро­зы

 >>
).

Лит.: Ве­ре­тен­ни­ков ВИ. Лам­пи-отец и его мыс­ли об Ака­де­мии ху­до­жеств // Ста­рые го­ды. 1910. № 11; G. Lampi: pittore / A cura di N. Rasmo. Trento, 1957.

Вернуться к началу