ЛА́МПИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ЛА́МПИ (Lampi), семья австрийских живописцев.
Иоганн Баптист (Джованни Баттиста; Джамбаттиста) Старший (31.12.1751, Ромено, Юж. Тироль, ныне Тренто, Италия – 11.2.1830, Вена), обучался вначале у отца, тирольского худ. Маттиаса Лампа (Lamp; 1698–1780), затем у П. А. Лоренцони, Ф. К. Кёнига и Ф. Н. Штрайхера в Зальцбурге, 1770–73 – у Ф. Лоренци (ученика Дж. Б. Тьеполо) в Вероне. Был знаком с семейством художников Чиньяроли (Чиньяролли). В 1770–80 работал в Италии. Писал алтарные картины и портреты. В 1773 избран членом веронской АХ. Переехал в Инсбрук, затем жил в Вене (1781–88). В 1786 получил звание профессора венской АХ за портрет императора Иосифа II (Галерея АХ, Вена). По рекомендации графа Ф. Казановы (письмо к М. Баччарелли от 1788) работал в Польше при дворе Станислава Августа Понятовского: писал портреты короля и польских аристократов (1788–91). Был высоко оценён графом Станиславом Щенсным Потоцким, по приглашению которого побывал в Яссах (октябрь 1791), где написал посмертный портрет князя Г. А. Потёмкина. В 1791 Потёмкин настойчиво приглашал художника в Россию (что известно из переписки с австрийским канцлером князем В. А. Кауниц-Ритбергом). Немаловажную роль в приглашении в Санкт-Петебург сыграли граф Потоцкий и князь П. А. Зубов.
выехал в его ставку в Яссах; в 1792–97 работал в С.-Петербурге, пользовался покровительством имп. Екатерины II. С 1794 поч. вольный общник петерб. АХ; давал уроки рус. художникам (В. Л. Боровиковский обучался у него в 1792–94). С 1800 возглавлял совет венской АХ. С 1822 практически перестал работать. В его ранних религ. композициях заметно влияние Тьеполо. В парадных портретах барочные традиции сочетаются с классицистич. уравновешенностью композиции [Елена, принцесса Вюртембергская (1780-е гг., галерея Питти, Флоренция), рос. имп. Екатерина II (1793), кн. А. А. Безбородко (1794), гр. А. И. Мусин-Пушкин (1794; все – Эрмитаж, С.-Петербург); гр. В. А. Зубов и кн. П. А. Зубов (парные портреты, оба – 1796, ГРМ); А. Канова (ок. 1806, Австр. галерея, Вена) и др.]. В своих камерных (преим. женских) портретах часто изображал модели в пейзаже; в этих работах преобладает элегич. настроение (С. К. Витт, 1790-е гг.; гр. Е. П. Строганова, 1793; кн. Н. Б. Юсупов, 1794; гр. Н. А. Суворова, 1795; все – ГРМ). Живописная манера художника (плавный мазок, нежный серебристый тональный колорит) оказала влияние на рус. портретистов 2-й пол. 18 в. Отец Иоганна Баптиста Младшего и Франца Ксавера.
Иоганн Баптист Младший (4.3.1775, Триент, Юж. Тироль – 17.2.1837, Вена), учился в венской АХ (1786–94) у Г. Ф. Фюгера и Г. Маурера. В 1795–1804 работал в России. Поч. вольный общник (1795) и акад. (1797) петерб. АХ. После 1805 жил в Вене; чл. венской АХ (1813). Стилистически его портреты близки работам отца (стихотворец А. А. Майков, 1796, ГТГ; худ. И. А. Акимов, 1797, Музей РАХ, С.-Петербург; рос. посол в Вене кн. А. Б. Куракин, 1807, ГРМ, и др.).
Франц Ксавер (22.1.1782, Клагенфурт, Австрия – 22.7.1852, Варшава), обучался вначале у отца; работал в Германии, Италии, Венгрии, с 1815 – в Варшаве. Писал портреты, алтарные композиции, картины на мифологич. сюжеты (заметно влияние С. Розы).