МЕДАЛЬЕ́РНОЕ ИСКУ́ССТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕДАЛЬЕ́РНОЕ ИСКУ́ССТВО, разновидность мелкой пластики, искусство создания медалей. Гл. техниками М. и. являются литьё и чеканка.
Искусство изготовления медалей как особых худож. объектов, представляющих собой диски из цветных металлов (золото, серебро, электрум, бронза, медь, свинец) с изображениями и надписями на обеих сторонах, зародилось в Италии в эпоху Возрождения. Первоначально медали имели мемориальное значение. В 1438 Пизанелло (вероятно, при участии Л. Б. Альберти) создал медаль с изображением визант. имп. Иоанна VIII Палеолога в честь посещения им Феррары. В дальнейшем он же исполнил для гуманистически образованных правителей Феррары, Мантуи, Римини и Неаполя 26 медалей. На лицевой стороне (аверс; франц. avers, от лат. adversus – обращённый лицом) они содержали портретное изображение и нередко девизы, на оборотной стороне (реверс; франц. revers, от лат. reversus – обратный) размещались дополняющие их эмблемы и аллегорич. изображения. Первые медали были литыми и создавались в единственном экземпляре. Во 2-й пол. 15 в. М. и. распространилось по многочисл. центрам Италии (крупнейшие медальеры 15–16 вв. – Маттео де Пасти, Никколо Фьорентино, Сперандио Савелли, К. Джеремия, Л. Леони, Б. Челлини и др.), а в 16 в. и в др. европ. странах.
Итал. влияние определило развитие М. и. в Англии (где его практиковал, в частности, Н. Хиллиард), Нидерландах (одним из лучших произведений стала медаль К. Массейса с изображением Эразма Роттердамского, 1519) и во Франции (с нач. 16 в. его гл. центром был Лион). При короле Генрихе II начался выпуск медалей на королевском монетном дворе под рук. Ж. Пилона, создававшего для них портретные изображения. В Германии, где гл. центрами М. и. являлись Нюрнберг и Аугсбург, медали отливались по моделям, вырезанным проф. резчиками из камня и дерева, их отличала чёткость рисунка и реалистичность портретных изображений.
Изобретение в 16 в. винтового пресса для чеканки привело к широкому распространению чеканных медалей, которые во многом утрачивают худож. достоинства. Использование твёрдых стальных штемпелей повлекло за собой возможность создания сложных, насыщенных мелкими деталями изображений, которые вырезались вручную. На медалях наряду с портретными появляются повествоват. изображения, среди них – воен. и религ. конфликты эпохи в произведениях Г. ван Бейлара, мор. сражения между Англией и Нидерландами в работах В. Мюллера (Голландия); события времени правления Карла II Стюарта в серии Дж. Руттирса, столкновения католиков и протестантов в работах Дж. Бауэра (Англия). Во Франции в кон. 17 в. по заказу Малой академии начинается выпуск медальерных серий, посвящённых событиям периода правления Людовика XIV. Крупнейшими мастерами во Франции были Ж. Варен, Г. Дюпре, П. Ренье; в Германии – И. Хён. Создание медалей всё чаще становится прерогативой гос. монетных дворов.
С 18 в. медали используют в качестве наградных знаков и дипломатич. подарков, а М. и. получает офиц. признание, его образцы наравне с др. искусствами экспонируются на парижских Салонах и выставках Королевской АХ в Лондоне. Возникают Кабинеты медали, в которых хранятся обширные коллекции (у имп. Фридриха II Великого в Пруссии, франц. короля Людовика XV, англ. короля Георга III). Медали подражают классицизирующему стилю эпохи Возрождения. В 18 в. М. и. проникает в страны Вост. Европы, а также Нового Света (США, Мексика, Перу). В нач. 19 в. М. и. испытывает воздействие ампира: к этому стилю принадлежат серия с изображением эпизодов наполеоновских войн (ок. 90 медалей, 1804–14), выпущенная под рук. Д. Денона в Париже; работы Дж. Мьюди, У. Уайона, Б. Пиструччи в Англии; Х. Кристенсена в Дании.
В 19 в. применение парового пресса позволило механизировать процесс чеканки и наладить массовое произ-во медалей из дешёвых металлич. сплавов, а изобретение штемпелерезной машины дало скульпторам возможность обходиться без гравёра и изготовлять штемпели непосредственно со своих моделей. В кон. 19 в. скульпторы стали создавать медали как декоративные объекты, лишённые мемориального значения. В то же время в 19 в. возрождается техника литья медалей. На рубеже 19–20 вв. мн. медальеры (Ф. Понкарм, Ж. Шаплен и О. Роти во Франции; А. Шарф в Австро-Венгрии) ищут новые выразит. средства, под влиянием импрессионизма используют приёмы светотени и мягкой лепки. В 20 в. усиливаются пластич. эксперименты: мастера М. и. достигают фактурных и живописных эффектов, применяя в медалях контррельеф, углублённый контур, чернение и эмали, прибегают к динамич. асимметрии композиции и т. п.
В 1910-е гг. М. и. особое значение приобретает в Германии. Художники создают произведения, близкие стилистике экспрессионизма, возрождая традиц. европ. образы «Плясок смерти» и «Ужасов войны», наполняя их антивоенным смыслом (Й. Гангль, К. К. Гёц, Л. Гис и др.). В период между войнами главенствующим стилем М. и. выступал ар деко (П. Турен во Франции; Ж. Дюпон в Бельгии; Р. Джонсон, П. Меткаф в Англии). Для 2-й пол. 20 в. характерны, с одной стороны, массовое произ-во нехудожеств. медалей, а с другой – расширение границ данного вида иск-ва, которое в настоящее время практикуется по всему миру. Совр. медальеры используют в своих произведениях стекло, эмали и др. материалы.
В России первые медали исполнены на рубеже 17–18 вв. и посвящались воен. победам. Своего расцвета рос. М. и. достигает в период классицизма 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. Медальеры С. Ю. Юдин, Т. И. Иванов, К. А. Леберехт, А. А. Клепиков, А. П. Лялин, П. П. Уткин посвящают свои работы важнейшим историч. событиям в жизни России, великим полководцам, деятелям науки и культуры. Строгой простотой композиции и пластич. моделировки, совершенством технич. выполнения выделяются медали Ф. П. Толстого. В кон. 19 – нач. 20 вв. рос. М. и. переживало упадок. Сов. медальеры 1920–30-х гг. (А. Ф. Васютинский, Н. А. Соколов, Д. К. Степанов, С. А. Мартынов, И. И. Цыганков) стремились найти новый худож. язык М. и. и отразить дух эпохи. Их работам присущи простота композиции, плакатность пластич. языка, стремление к документальности изображений. С 1950-х гг. выпуск мемориальных медалей приобрёл регулярный характер.
К М. и. также иногда относят иск-во изготовления монет (см. Монета и Нумизматика).