Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХИ́ЛЛИАРД

Авторы: Н. А. Истомина
Н. Хиллиард. Автопортрет. 1577. Музей Виктории и Альберта (Лондон).

ХИ́ЛЛИАРД (Hilliard) Ни­ко­лас (ок. 1547, Эк­се­тер – 7.1.1619, Лон­дон), англ. мас­тер ми­ниа­тюр­но­го порт­ре­та, юве­лир, тео­ре­тик иск-ва. Учил­ся у ко­ро­лев­ско­го юве­ли­ра Р. Бран­до­на (1562–69). На­став­ник Х. в ми­ниа­тюр­ной жи­во­пи­си не­из­вес­тен, но в сво­ём трак­та­те мас­тер ут­вер­ждал, что опи­рал­ся на ма­не­ру Х. Холь­бей­на Млад­ше­го и тех­ни­ку А. Дю­ре­ра. С 1570 при­двор­ный худ. Ели­за­ве­ты I Тю­дор. В 1576–1578/79 был во Фран­ции, где по­зна­ко­мил­ся с франц. ка­ран­даш­ным порт­ре­том и про­из­ве­де­ния­ми 1-й шко­лы Фон­тенб­ло (см. Фон­тенб­ло шко­лы). С кон. 1580-х гг. в сво­их порт­ре­тах ис­поль­зо­вал пол­но­фи­гур­ную ком­по­зи­цию, опи­ра­ясь на прин­ци­пы при­двор­но­го иск-ва. Для про­из­ве­де­ний Х. ха­рак­тер­но рас­кры­тие на­строе­ния мо­де­ли, кал­ли­гра­фич. чёт­кость си­лу­эта и про­ри­сов­ка де­та­лей ан­ту­ра­жа, от­каз от плот­ной све­то­те­не­вой леп­ки и неж­ность ак­ва­рель­ных то­нов (Ав­то­порт­рет, 1577, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон; «Порт­рет Фр. Дрей­ка», 1581, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на, и Нац. га­ле­рея, Лон­дон; «Ели­за­ве­та I в об­ра­зе Цин­тии», ок. 1586–1587, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та). Ис­то­ки нац. ин­те­ре­са к пей­за­жу про­сле­жи­ва­ют­ся в про­изв. «Юно­ша сре­ди ро­зо­вых кус­тов» (ок. 1588, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та). Напи­сал трак­тат «Искусство ми­ниа­тю­ры» (ок. 1601), где тех­нич. ре­цеп­ты до­пол­ня­лись тео­ре­тич. идея­ми, за­им­ст­во­ван­ны­ми из со­чи­не­ний Дю­ре­ра и Дж. П. Ло­мац­цо.

Соч.: A treatise concerning the arte of limning. Ashington, 1981.

Лит.: Auerbach E. N. Hilliard. Boston, 1964; Во­ро­ни­на Т. С. Н. Хил­ли­ард и анг­лий­ский порт­рет эпо­хи Шек­спи­ра. М., 1992.

Вернуться к началу