Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОККА́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 230

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТОККА́ТА (итал. toccata, букв. – при­кос­но­ве­ние, удар), 1) в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния празд­нич­ная фан­фа­ра или увер­тю­ра (напр., в опе­ре «Ор­фей» К. Мон­те­вер­ди). 2) Вир­ту­оз­ная муз. пье­са, пре­им. для кла­виш­ных ин­ст­ру­мен­тов. Воз­ник­ла в 16 в. Ран­ние Т. пред­ва­ря­ли бо­го­слу­жеб­ные пес­но­пе­ния (у А. Габ­рие­ли и Дж. Габ­рие­ли), со­про­во­ж­да­ли т. н. ор­ган­ные мес­сы (см. в ст. Мес­са) или их час­ти (в сб. «Fiori musicali» Дж. Фре­ско­баль­ди). Ав­тор пер­вых ор­ган­ных Т. – К. Ме­ру­ло (1598). В нем. зем­лях сло­жи­лась Т. – хо­раль­ная об­ра­бот­ка (С. Шейдт, Гот­либ Муф­фат). Для Т. в со­ста­ве ин­стру­мен­таль­ной сюи­ты (И. Я. Фро­бер­гер, Ге­орг Муф­фат, Б. Пас­куи­ни, И. К. Керль, Д. Бук­сте­ху­де) ха­рак­тер­но че­ре­до­ва­ние пре­лю­дий­ных и фу­ги­ро­ван­ных раз­де­лов. Слож­ной ис­пол­ни­тель­ской тех­ни­кой, ком­по­зиц. раз­но­об­ра­зи­ем от­ли­ча­ют­ся 8 кла­вир­ных и 5 ор­ган­ных ток­кат И. С. Ба­ха. С 19 в. Т. – раз­но­вид­ность этю­да (К. Чер­ни, Р. Шу­ман). В 20 в., на­ря­ду с Т. для фп. (К. Де­бюс­си, М. Ра­вель, Ф. Бу­зо­ни, Э. Кше­нек, С. С. Про­кофь­ев, А. И. Ха­ча­ту­рян) и для ор­га­на (М. Ре­гер, М. Дю­пре), по­яв­ля­ют­ся Т. для скрип­ки с ор­ке­ст­ром (1-я ч. Кон­цер­та И. Ф. Стра­вин­ско­го), для ор­ке­ст­ра.

Лит.: Dehmel J. Toccata und Präludium in der Orgelmusik von Merulo bis Bach. Kassel; N. Y., 1989; Про­дьма Т. Ф. Ста­рин­ная ток­ка­та: ис­то­рия и тео­рия жан­ра. Ал­ма­ты, 2009.

Вернуться к началу