ХОРА́ЛЬНАЯ ОБРАБО́ТКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХОРА́ЛЬНАЯ ОБРАБО́ТКА (нем. Choralbearbeitung), композиторская обработка для органа протестантского хорала. Термин употребляется только по отношению к обработкам церковных песен лютеран (не принят для обозначения церковных песен англикан, баптистов, кальвинистов, методистов и др.). Х. о., предваряющая общинное пение хорала, задаёт тональность, метр и темп, напоминает пастве установленную литургическим каноном мелодию, настраивает прихожан на возвышенный молитвенно-созерцательный лад, в целом украшает и разнообразит богослужение. Пик популярности Х. о. пришёлся на эпоху барокко. В зависимости от литургического контекста и мастерства композитора жанровые реализации Х. о. могут быть простыми и краткими (в виде прелюдии – нем. Choralvorspiel, лат. praeambulum) или сложными и протяжёнными (в виде вариаций, фуги, фантазии). Мастерами Х. о. были Д. Букстехуде, И. Пахельбель, М. Преториус, Я. П. Свелинк (хоралы на немецкие и нидерландские тексты), Г. Ф. Телеман, Г. Шейдеман, С. Шейдт и другие, главным образом немецкие, авторы. Многие и чрезвычайно разнообразные с точки зрения техники композиции образцы Х. о. принадлежат И. С. Баху: см. в сборниках «Органная книжечка» BWV 599–644, «Clavierübung» (3-я ч.) BWV 669–689, «Лейпцигские хоралы» BWV 651–668 и др.; некоторые хоралы Бах обрабатывал по несколько раз («Nun komm, der Heiden Heiland», BWV 599, 659, 660, 661; 5 канонов на «Vom Himmel hoch», BWV 769).
В эпоху романтизма Х. о., вырванные из литургического контекста, существуют в виде самодостаточных концертных органных и фортепианных пьес-стилизаций, среди авторов – Ф. Лист, И. Брамс, М. Регер, Ф. Бузони, З. Карг-Элерт.