Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХОРА́ЛЬНАЯ ОБРАБО́ТКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХОРА́ЛЬНАЯ ОБРАБО́ТКА (нем. Choral­bearbeitung), ком­по­зи­тор­ская об­ра­бот­ка для ор­га­на про­тес­тант­ско­го хо­ра­ла. Тер­мин упот­реб­ля­ет­ся толь­ко по от­но­ше­нию к об­ра­бот­кам цер­ков­ных пе­сен лю­те­ран (не при­нят для обо­зна­че­ния цер­ков­ных пе­сен анг­ли­кан, бап­ти­стов, каль­ви­ни­стов, ме­то­ди­стов и др.). Х. о., пред­ва­ряю­щая об­щин­ное пе­ние хо­ра­ла, за­да­ёт то­наль­ность, метр и темп, на­по­ми­на­ет па­ст­ве ус­та­нов­лен­ную ли­тур­гическим ка­но­ном ме­ло­дию, на­страи­ва­ет при­хо­жан на воз­вы­шен­ный мо­лит­вен­но-со­зер­ца­тель­ный лад, в це­лом ук­ра­ша­ет и раз­но­об­ра­зит бо­го­слу­же­ние. Пик по­пу­ляр­но­сти Х. о. при­шёл­ся на эпо­ху ба­рок­ко. В за­ви­си­мо­сти от ли­тур­гического кон­тек­ста и мас­тер­ст­ва ком­по­зи­то­ра жан­ро­вые реа­ли­за­ции Х. о. мо­гут быть про­сты­ми и крат­ки­ми (в ви­де пре­лю­дии – нем. Cho­ralvorspiel, лат. praeambulum) или слож­ны­ми и про­тя­жён­ны­ми (в ви­де ва­риа­ций, фу­ги, фан­та­зии). Мас­те­ра­ми Х. о. бы­ли Д. Бук­сте­ху­де, И. Па­хель­бель, М. Пре­то­ри­ус, Я. П. Све­линк (хо­ра­лы на немецкие и ни­дерландские тек­сты), Г. Ф. Те­ле­ман, Г. Шей­де­ман, С. Шейдт и дру­гие, главным образом немецкие, ав­то­ры. Мно­гие и чрез­вычай­но раз­но­об­раз­ные с точ­ки зре­ния тех­ни­ки ком­по­зи­ции об­раз­цы Х. о. при­над­ле­жат И. С. Ба­ху: см. в сборниках «Орган­ная кни­жеч­ка» BWV 599–644, «Clavierübung» (3-я ч.) BWV 669–689, «Лейп­циг­ские хо­ра­лы» BWV 651–668 и др.; не­ко­то­рые хо­ра­лы Бах об­ра­ба­тывал по несколько раз («Nun komm, der Heiden Heiland», BWV 599, 659, 660, 661; 5 ка­но­нов на «Vom Himmel hoch», BWV 769).

В эпо­ху ро­ман­тиз­ма Х. о., вы­рван­ные из ли­тур­гического кон­тек­ста, су­ще­ст­ву­ют в ви­де са­мо­дос­та­точ­ных кон­церт­ных ор­ган­ных и фортепианных пьес-сти­ли­за­ций, сре­ди ав­то­ров – Ф. Лист, И. Брамс, М. Ре­гер, Ф. Бу­зо­ни, З. Карг-Элерт.

Лит.: Krummacher F. Die Choralbearbeitung in der protestantischen Figuralmusik zwischen Praetorius und Bach. Kassel; Basel, 1978.

Вернуться к началу