СОНА́ТА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОНА́ТА (итал. sonata, от sonare – звучать), со времён Возрождения до 21 в. музыкальное инструментальное произведение. Термину «С.» предшествовало слово «sonare», которое применялось к пьесам, предназначенным для пения с участием инструментов, а в кон. 16 – нач. 17 вв. – к чисто инструментальным сочинениям, разнообразным по форме и функциям (в т. ч. переложенным с вокальных): мадригалы «da cantare e sonare» («для пения и игры»), «canzona da / per sonare» («канцона для исполнения на инструментах»; напр., «Первая книга канцон для игры на инструментах на 4 голоса» Ф. Маскеры, изд. в 1582). Постепенно стал употребительным термин «С.»: «Sonata piano e forte» для корнета, альта и 6 сакбутов Дж. Габриели (1597). Иногда он обозначал инструментальные части, которые включались в богослужение («Sonata sopra Sancta Maria» в «Вечерне Блаженной Девы» К. Монтеверди). Применялся в значении увертюры (вступление к опере М. А. Чести «Золотое яблоко», 1667; духовная кантата «Himmelskönig, sei willkommen» И. С. Баха BWV 182, 1715). К нач. 17 в. сформировался жанр трио-сонаты. Сонаты для солирующей скрипки с бассо континуо сочиняли Б. Марини (1620-е гг.), Г. И. Ф. фон Бибер, И. С. Бах (ему принадлежат также 3 сонаты без сопровождения). И. Кунау первым назвал «С.» сольную клавирную пьесу (6 «Библейских сонат», 1700). Именно эти исполнительские составы (солирующий инструмент с аккомпанементом или без него) стали со временем отождествляться с С. Сонатный цикл в совр. понимании сформировался к кон. 18 в. у К. Ф. Э. Баха, композиторов мангеймской школы и венской классической школы. К этому времени также сложилась форма, позднее (в 1824) названная сонатной формой. Она стала обязательной для сонатно-симфонич. цикла (соната, квартет, классический концерт, симфония и др.) – хотя бы для одной (обычно первой) части; т. е. С. как цикл дала название сонатной форме, а сонатная форма – сонатно-симфонич. циклу. (Пример сонатного цикла без единой сонатной формы – в клавирной сонате A-dur В. А. Моцарта KV 331.) В сонатно-симфонич. цикле обычно 3–4 (реже 2–5; в Квартете cis-moll op. 131 Л. ван Бетховена – 7) содержательно-, жанрово-, темпово-, тонально-контрастных частей. В эпоху романтизма под влиянием жанра поэмы появились одночастные С. (Ф. Лист). В них разделы сонатной формы по масштабам и функциональной самостоятельности приближаются к частям цикла, образуя «одночастный сонатный цикл». В дальнейшем сонатно-симфонич. цикл кардинальных изменений не претерпел.