Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОНА́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 698

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Щербаков

СОНА́ТА (итал. sonata, от sonare – зву­чать), со вре­мён Воз­ро­ж­де­ния до 21 в. му­зы­каль­ное ин­ст­ру­мен­таль­ное про­из­ве­де­ние. Тер­ми­ну «С.» пред­ше­ст­во­ва­ло сло­во «sonare», ко­то­рое при­ме­ня­лось к пье­сам, пред­на­зна­чен­ным для пе­ния с уча­сти­ем ин­ст­ру­мен­тов, а в кон. 16 – нач. 17 вв. – к чис­то ин­ст­ру­мен­таль­ным со­чи­не­ни­ям, раз­но­об­раз­ным по фор­ме и функ­ци­ям (в т. ч. пе­ре­ло­жен­ным с во­каль­ных): мад­ри­га­лы «da can­tare e so­nare» («для пе­ния и иг­ры»), «can­zona da / per sonare» («кан­цо­на для ис­пол­не­ния на ин­ст­ру­мен­тах»; напр., «Пер­вая кни­га кан­цон для иг­ры на ин­ст­ру­мен­тах на 4 го­ло­са» Ф. Мас­ке­ры, изд. в 1582). По­сте­пен­но стал упот­ре­би­тель­ным тер­мин «С.»: «Sonata piano e forte» для кор­не­та, аль­та и 6 сак­бу­тов Дж. Габ­риели (1597). Ино­гда он обо­зна­чал ин­ст­ру­мен­таль­ные час­ти, ко­то­рые вклю­чались в бо­го­слу­же­ние («Sonata sop­ra Sancta Maria» в «Ве­чер­не Бла­жен­ной Де­вы» К. Мон­те­вер­ди). При­ме­нял­ся в зна­че­нии увер­тю­ры (всту­п­ле­ние к опе­ре М. А. Чес­ти «Зо­ло­тое яб­ло­ко», 1667; ду­хов­ная кан­та­та «Himmelskönig, sei will­kommen» И. С. Ба­ха BWV 182, 1715). К нач. 17 в. сфор­ми­ро­вал­ся жанр трио-со­на­ты. Со­на­ты для со­ли­рую­щей скрип­ки с бас­со кон­ти­нуо со­чи­ня­ли Б. Ма­ри­ни (1620-е гг.), Г. И. Ф. фон Би­бер, И. С. Бах (ему при­над­ле­жат так­же 3 со­на­ты без со­про­во­ж­де­ния). И. Ку­нау пер­вым на­звал «С.» соль­ную кла­вир­ную пье­су (6 «Биб­лей­ских со­нат», 1700). Имен­но эти ис­пол­ни­тель­ские со­ста­вы (со­ли­рую­щий ин­ст­ру­мент с ак­ком­па­не­мен­том или без не­го) ста­ли со вре­ме­нем ото­жде­ст­в­лять­ся с С. Со­нат­ный цикл в совр. по­ни­ма­нии сфор­ми­ро­вал­ся к кон. 18 в. у К. Ф. Э. Ба­ха, ком­по­зи­то­ров ман­гейм­ской шко­лы и вен­ской клас­си­че­ской шко­лы. К это­му вре­ме­ни так­же сло­жи­лась фор­ма, позд­нее (в 1824) на­зван­ная со­нат­ной фор­мой. Она ста­ла обя­за­тель­ной для со­нат­но-сим­фо­нич. цик­ла (со­на­та, квар­тет, клас­си­че­ский кон­церт, сим­фо­ния и др.) – хо­тя бы для од­ной (обыч­но пер­вой) час­ти; т. е. С. как цикл да­ла на­зва­ние со­нат­ной фор­ме, а со­нат­ная фор­ма – со­нат­но-сим­фо­нич. цик­лу. (При­мер со­нат­но­го цик­ла без еди­ной со­нат­ной фор­мы – в кла­вир­ной со­на­те A-dur В. А. Мо­цар­та KV 331.) В со­нат­но-сим­фо­нич. цик­ле обыч­но 3–4 (ре­же 2–5; в Квар­те­те cis-moll op. 131 Л. ван Бет­хо­ве­на – 7) со­дер­жа­тель­но-, жан­ро­во-, тем­по­во-, то­наль­но-кон­тра­ст­ных час­тей. В эпо­ху ро­ман­тиз­ма под влия­ни­ем жан­ра по­эмы поя­ви­лись од­но­ча­ст­ные С. (Ф. Лист). В них раз­де­лы со­нат­ной фор­мы по мас­шта­бам и функ­цио­наль­ной са­мо­стоя­тель­но­сти при­бли­жа­ют­ся к час­тям цик­ла, об­ра­зуя «од­но­ча­ст­ный со­нат­ный цикл». В даль­ней­шем со­нат­но-сим­фо­нич. цикл кар­ди­наль­ных из­ме­не­ний не пре­тер­пел.

Вернуться к началу