Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРАФРА́ЗА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 315-316

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПАРАФРА́ЗА, па­ра­фраз (от греч. παρφρασις – вы­ра­же­ние то­го же са­мо­го дру­ги­ми сло­ва­ми), 1) в ли­те­ра­ту­ре – пе­ре­сказ, пе­ре­ло­же­ние ли­те­ра­тур­но­го тек­ста дру­ги­ми сло­ва­ми (час­то – про­зы в сти­хи или сти­хов в про­зу); тра­диц. уп­раж­не­ние по раз­ви­тию ре­чи. В пат­ри­сти­ке П. – ос­но­ва ком­мен­ти­ро­ва­ния и эк­зе­ге­зы Биб­лии. В ху­дож. лит-ре на П. по­строе­ны под­ра­жа­ния, па­ро­дии, пе­ре­ло­же­ния (в т. ч. для де­тей). Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли по­этич. П. псал­мов: «Три оды па­ра­фра­сти­че­ские» М. В. Ло­мо­но­со­ва, В. К. Тре­диа­ков­ско­го и А. П. Су­ма­ро­кова (1744); ана­ло­гич­ные сти­хо­тво­ре­ния Ф. Ма­лер­ба и Ж. Б. Рус­со. Сре­ди др. из­вест­ных об­раз­цов П.: «Па­ра­фра­за свя­то­го Еван­ге­лия от Ио­ан­на» («Дея­ния Ии­су­са») Нон­на Пан­но­по­ли­тан­ско­го; П. но­во­за­вет­ных книг, вы­пол­нен­ные Эраз­мом Рот­тер­дам­ским; «О под­ра­жа­нии Хри­сту» П. Кор­не­ля. Не пу­тать с пе­ри­фра­зой.

2) В му­зы­ке – ин­ст­ру­мен­таль­ная кон­церт­ная пье­са, гл. обр. для фп., ос­но­ван­ная на те­мах по­пу­ляр­ных пе­сен, арий из опер и т. п. Близ­ка жан­ру фан­та­зии. За­им­ст­во­ван­ные те­мы не­ред­ко под­вер­га­ют­ся зна­чит. пре­об­ра­зо­ва­ни­ям, вы­сту­па­ют в но­вых со­от­но­ше­ни­ях друг с дру­гом (этим П. от­ли­ча­ет­ся от транс­крип­ции). П. по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в 19 в.; клас­сич. об­раз­цы – в твор­че­ст­ве Ф. Лис­та: П. на те­мы из опер Г. До­ни­цет­ти, В. Бел­ли­ни, Дж. Вер­ди, на се­к­вен­цию Dies irae («Пля­ска смер­ти» для фп. с ор­ке­ст­ром, 1847–65) и др. «Па­ра­фра­зы… для фп. в 3 ру­ки» А. П. Бо­ро­ди­на, Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, Ц. А. Кюи и А. К. Ля­до­ва (1878) – в фор­ме ва­риа­ций. 3) В по­ли­фо­нич. му­зы­ке 15–16 вв. рит­ми­че­ская и/или ор­на­мен­таль­ная об­ра­бот­ка за­им­ст­во­ван­ной ме­ло­дии (од­но­го­лос­но­го фраг­мен­та) – ли­тур­гич. или свет­ской, од­ной или не­сколь­ких. Мес­сы с ис­поль­зо­ва­ни­ем тех­ни­ки П. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние в твор­че­ст­ве ком­по­зи­то­ров ни­дер­ланд­ской шко­лы, Дж. П. да Па­ле­ст­ри­ны. В ран­них об­раз­цах 15 в. (у Г. Дю­фаи) ме­ло­дия по­ме­ща­лась в те­но­ре (см. Кан­тус фир­мус), в бо­лее позд­них ста­но­вилась ос­но­вой стретт­но-ими­та­ци­он­но­го из­ло­же­ния (мес­са «Pange lingua» Жос­ке­на Де­пре). См. так­же Па­ро­дия в му­зы­ке (1).

Лит.: Fuchs C. La paraphrase. P., 1982; Doel­man J. P. Biblical verse paraphrase in the English Renaissance. [S. l.], 1990; Daunay B. Éloge de la paraphrase. Saint-Denis, 2002; Les paraphrases bibliques aux XVI-e et XVII-e siècles. Textes réunis par V. Ferrer et A. Mantero. Gen., 2006.

Лит.: Handschin J. Zur Frage der melodischen Paraphrasierung im Mittelalter // Zeitschrift für Musikwissenschaft. 1928. Jg. 10; Ев­до­ки­мо­ва Ю. К. Те­ма­ти­че­ские про­цес­сы в мес­сах Па­ле­ст­ри­ны // Тео­ре­ти­че­ские на­блю­де­ния над ис­то­ри­ей му­зы­ки. М., 1978; она же. Му­зы­ка эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. XV век. М., 1989 (Ис­то­рия по­ли­фо­нии. Вып. 2А).

Вернуться к началу