РАПСО́ДИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАПСО́ДИЯ (греч. ῥαψῳδία), 1) эпич. пение др.-греч. сказителя-рапсода. 2) Жанр инструментальной музыки. Появился в нач. 19 в., один из первых авторов – чеш. композитор В. Томашек (6 Р. для фп. op. 40 и 6 Р. для фп. op. 41, оба 1810). Прообраз – в европ. лит-ре, где с Р. связывалось представление о свободном нанизывании мыслей, импровизационном начале (в частности, в 17–18 вв. Р. назывались сб-ки разнохарактерных стихотворений). Композиторы-романтики понимали Р. как смену пёстрых, разнохарактерных частей (фрагментов); в этом смысле Р. Шуман называл свой фп. цикл «Карнавал» рапсодическим. Р., как и муз. произведения др. жанров «литературного» происхождения (баллада, поэма), сочинялись, как правило, в свободных и смешанных формах. Романтич. переосмысление жанра как эпич. повествования – в Р. для контральто, 4 мужских голосов и оркестра И. Брамса (1869; текст – фрагменты из «Зимнего путешествия на Гарц» И. В. Гёте). Значит. часть Р. фактически представляет собой фантазии на нар. темы или в нар. духе: 15 Венгерских рапсодий для фп. Ф. Листа (1847–53), 3 Славянские рапсодии для оркестра А. Дворжака (1878), Испанская рапсодия М. Равеля (1907). Часто Р. сочинялись для солирующего инструмента с сопровождением: концертная Р. «Цыганка» для скрипки и фп. Равеля (1924), «Рапсодия в голубых тонах» для фп. и джаз-бенда Дж. Гершвина (1924), Р. на тему Паганини для фп. с оркестром С. В. Рахманинова (1934).