Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАПСО́ДИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 223

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РАПСО́ДИЯ (греч. ῥαψδα), 1) эпич. пе­ние др.-греч. ска­зи­те­ля-рап­со­да. 2) Жанр ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки. Поя­вил­ся в нач. 19 в., один из пер­вых ав­то­ров – чеш. ком­по­зи­тор В. То­ма­шек (6 Р. для фп. op. 40 и 6 Р. для фп. op. 41, оба 1810). Про­об­раз – в ев­роп. лит-ре, где с Р. свя­зы­ва­лось пред­став­ле­ние о сво­бод­ном на­ни­зы­ва­нии мыс­лей, им­про­ви­за­ци­он­ном на­ча­ле (в ча­ст­но­сти, в 17–18 вв. Р. на­зы­ва­лись сб-ки раз­но­ха­рак­тер­ных сти­хо­тво­ре­ний). Ком­по­зи­то­ры-ро­ман­ти­ки по­ни­ма­ли Р. как сме­ну пё­ст­рых, раз­но­ха­рак­тер­ных час­тей (фраг­мен­тов); в этом смыс­ле Р. Шу­ман на­зы­вал свой фп. цикл «Кар­на­вал» рап­со­ди­че­ским. Р., как и муз. про­из­ве­де­ния др. жан­ров «ли­те­ра­тур­но­го» про­ис­хо­ж­де­ния (бал­ла­да, по­эма), со­чи­ня­лись, как пра­ви­ло, в сво­бод­ных и сме­шан­ных фор­мах. Ро­ман­тич. пе­ре­ос­мыс­ле­ние жан­ра как эпич. по­ве­ст­во­ва­ния – в Р. для кон­траль­то, 4 муж­ских го­ло­сов и ор­ке­ст­ра И. Брам­са (1869; текст – фраг­мен­ты из «Зим­не­го пу­те­ше­ст­вия на Гарц» И. В. Гё­те). Зна­чит. часть Р. фак­ти­че­ски пред­став­ля­ет со­бой фан­та­зии на нар. те­мы или в нар. ду­хе: 15 Вен­гер­ских рап­со­дий для фп. Ф. Ли­ста (1847–53), 3 Сла­вян­ские рап­со­дии для ор­кест­ра А. Двор­жа­ка (1878), Ис­пан­ская рап­со­дия М. Ра­ве­ля (1907). Час­то Р. со­чи­ня­лись для со­ли­рую­ще­го ин­ст­ру­мен­та с со­про­во­ж­де­ни­ем: кон­церт­ная Р. «Цы­ган­ка» для скрип­ки и фп. Ра­ве­ля (1924), «Рап­со­дия в го­лу­бых то­нах» для фп. и джаз-бен­да Дж. Гер­шви­на (1924), Р. на те­му Па­га­ни­ни для фп. с ор­ке­ст­ром С. В. Рах­ма­ни­но­ва (1934).

Вернуться к началу