ПОЭ́МА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЭ́МА (греч. ποίημα, букв. – создание, творение, от ποιέω – создавать, творить, изготавливать), 1) лит. жанр; значительное по объёму стихотворное произведение лиро-эпического или (реже) лирического характера. П. присуще сочетание повествовательности (хотя сюжет П. может быть лишь намечен и слабо разработан) с отчётливо выраженным личностным началом, окрашивающим повествование в лирич. тона. Расцвет жанра, восходящего к традиции нар. баллады, отчасти – к ср.-век. рыцарскому роману, а также испытавшего воздействие элегии, связан с эпохой романтизма; один из первых образцов П. – «Кристабель» С. Т. Колриджа. Отличит. особенностями романтич. П. стали сосредоточенность повествования вокруг наиболее драматичных, «вершинных» (В. М. Жирмунский) моментов действия, порождающая композиц. отрывочность и недосказанность, обилие монологов и диалогов (раскрывающих внутреннюю жизнь центр. персонажа), а также разного рода восклицаний, вопросов, отступлений, свидетельствующих об эмоциональной вовлечённости автора в судьбу героя. К жанру П. в 1-й пол. 19 в. обращались Дж. Байрон («Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар» и др.), У. Вордсворт, Дж. Китс, П. Б. Шелли, А. де Виньи, А. Мицкевич, А. де Мюссе; в рус. лит-ре – А. С. Пушкин («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» и др.), К. Ф. Рылеев («Войнаровский»), И. И. Козлов («Чернец»), Е. А. Боратынский («Эдда», «Бал»), М. Ю. Лермонтов («Демон»). Во 2-й пол. 19 в. П., утрачивая роль одного из ведущих жанров, развивается либо в русле романтич. традиций («Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло), либо наполняется новым содержанием в соответствии с утверждающимися реалистич. тенденциями («Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова). В 20 в. П., благодаря гибкости и ёмкости своей формы, вновь становится одним из востребованных жанров лит-ры: «Почин стены» Р. Фроста, «Полые люди» Т. С. Элиота, «Непрерывная поэзия» П. Элюара, и др. В зависимости от преобладающей проблематики выделяются разные типы П.: лирико-эпическая («Девятьсот пятый год» Б. Л. Пастернака), лирико-психологическая («Облако в штанах», «Про это» В. В. Маяковского, «Анна Снегина» С. А. Есенина), историческая («Тобольский летописец» Л. Н. Мартынова, «Рубрук в Монголии» Н. А. Заболоцкого) и др. Углубление лиризма и тяготение к монологу-исповеди приводят к появлению бессюжетной лирич. П. («Поэма Горы», «Поэма Конца» М. И. Цветаевой, «Поэма без героя» А. А. Ахматовой, «Оза» А. А. Вознесенского, и др.).
Известны также прозаич. произведения, обозначенные их авторами как П. с целью углубления ассоциативного контекста (напр., «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко, «Москва – Петушки» В. В. Ерофеева; П. назвал свою притчу о Великом инквизиторе герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»).
Иногда к П. неверно относят произведения, обладающие иными жанровыми признаками и являющиеся по существу эпопеями («Илиада», «Одиссея», «Песнь о Нибелунгах» и др.).
2) В музыке – инструментальная пьеса лирико-драматич. или лирико-повествоват. характера. Отличается свободой построения. Обычно для фп. или для к.-л. струнного смычкового инструмента с сопровождением фп. (П. для скрипки и фп. З. Фибиха), иногда оркестра (П. для скрипки и оркестра Э. Шоссона). Прообразом для П. послужил созданный Ф. Листом жанр симфонической поэмы. Наряду с обозначением «П.», пьесы этого жанра часто носят программные названия («Сатаническая поэма», поэма «К пламени» и др. фп. пьесы А. Н. Скрябина). В 20 в. П. стали называть и некоторые крупные вокальные или вокально-инструментальные сочинения («10 поэм для хора» Д. Д. Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» Г. В. Свиридова).