БОРАТЫ́НСКИЙ ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОРАТЫ́НСКИЙ (Баратынский) Евгений Абрамович [19.2(3.3).1800, с. Вяжля Кирcановского у. Тамбовской губ. – 29.6(11.7).1844, Неаполь; похоронен в С.-Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры], рус. поэт. Воспитывался в петерб. Пажеском корпусе (1812–16), откуда был исключён с запретом иной службы, кроме солдатской. Формально не лишённый дворянских прав, он фактически не имел возможности их подтвердить до тех пор, пока не выслужит офицерский чин. В 1819 Б. вступил рядовым в гвардию и в течение года жил в С.-Петербурге, где познакомился с А. А. Дельвигом, который напечатал его первые стихотв. опыты [«Мадригал. Пожилой женщине и всё ещё прекрасной» (ж. «Благонамеренный», 1819, ч. 5, № 4) и др.]. Издатели журналов, где публиковались произведения Б., печатали его фамилию с «а» в первом слоге (Баратынский), создав тем самым специфич. лит. псевдоним; это обыкновение сохранялось и при оформлении обложек отд. изданий стихотворений и поэм Б. Только в 1842, когда поэт сам следил за подготовкой к печати кн. «Сумерки», его фамилия была означена на обложке, как он сам её писал (Боратынский).
В 1820 Б. был переведён унтер-офицером в армейский полк, расквартированный в Финляндии. Полковая служба не была обременительна для Б., но годы, проведённые без права самостоятельного выбора образа жизни, наложили тяжёлый отпечаток на его самосознание и поэзию, усилив и без того свойственные ему склонность к унынию, рефлексию об утрате лучших душевных свойств (элегии 1820-х гг.: «Финляндия», «Признание», «Разуверение»). Несмотря на многократные ходатайства, Александр I только в 1825 подписал указ о производстве Б. в прапорщики.
После выхода в отставку и женитьбы (1826) Б. поселился в Москве, ограничив жизнь семейным кругом. Несколько лет он продолжал деятельную лит. жизнь, выпустив в свет четыре поэмы («Эда», «Пиры», обе 1826; «Бал», 1828; «Наложница», 1831, заглавие поздней редакции – «Цыганка») и два собрания сочинений с одинаковым заглавием «Стихотворения Евгения Баратынского» [1827; 1835 (в 2 частях)]. В нач. 1830-х гг. дружеский лит. круг Б. распался (умер А. А. Дельвиг, сократилось общение с А. С. Пушкиным и П. А. Вяземским, прервались отношения с И. В. Киреевским), он стал писать реже, в стихах усилились пессимистич. настроения. В сб. «Сумерки. Сочинение Евгения Боратынского» (1842) вошло 26 стихотворений – почти всё, сочинённое им за последние 7 лет (в т. ч. «Последний поэт», 1835, «Осень», 1837, «Приметы», 1840, «Скульптор», 1841). В стихотворениях цикла «Сумерки» говорится о противоречии между душевными состояниями и интеллектуальной рефлексией (желание полноты бытия и понимание бесплодности её поисков; творческое упоение художника, способного силой своей фантазии покорить материальный мир, и осознание невластности человека над своим «болящим духом» и др.). Однако если в более ранних стихотворениях Б. это противоречие определяло судьбу прежде всего самого Б. как поэта и мыслящего человека, то в «Сумерках» оно предстаёт общим свойством человеческого бытия.
Принципиально не примыкая в последние годы жизни ни к одной из лит. группировок, он «шёл своей дорогой один и независим» (А. С. Пушкин). Отдельные стихотворения Б. 2-й пол. 1830-х – нач. 1840-х гг. («Недоносок», «Всегда и в пурпуре и злате…», «Ещё как Патриарх не древен я; моей…») отличаются усложнённой образностью, не свойственной лирич. поэтике его времени. В 1843 Б. отправился с семьёй в заграничное путешествие, во время которого скоропостижно умер в Неаполе. Его последнее стих. «Пироскаф» (1844) выражает нехарактерное для его поэзии бодрое упоение настоящим моментом и надежду на лучшее будущее.