МАКА́РЕНКО АНТОН СЕМЁНОВИЧ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКА́РЕНКО Антон Семёнович [1(13).3.1888, г. Белополье Харьковской губ., ныне в Сумской обл. Украины – 1.4.1939, Москва], рос. педагог, писатель. По окончании Кременчугского гор. училища и педагогич. курсов при нём (1905) преподавал в ж.-д. училищах в Крюкове (1905–1911), на ст. Долинская (1911–14) и в Полтавском высшем начальном училище (1917). Окончив Полтавский учительский институт (1917), заведовал Высшим начальным училищем в Крюкове (1917–1919) и начальным училищем в Полтаве (1919–20). В сент. 1920 возглавил колонию для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой [с 1921 колония им. М. Горького; в 1926 переведена в Куряж (ныне пос. Подворки) близ Харькова], руководил трудовой коммуной им. Ф. Э. Дзержинского (1927–35, в пригороде Харькова). В 1935–37 в НКВД УССР (нач., затем зам. нач. отдела трудовых колоний), зав. колонией для несовершеннолетних в Броварах (под Киевом; окт. 1936 – янв. 1937). С 1937 в Москве; занимался в осн. лит. деятельностью.
М. создал оригинальное и значимое направление в воспитании – «педагогику отношений», которая была направлена на преодоление отчуждения людей друг от друга, личности от общества, труда и культуры. Разработал новаторскую и целостную теорию воспитания в коллективе и через коллектив на основе единства свободы и ответственности, прав и обязанностей личности как необходимого условия её свободного развития. Подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитат. воздействия на неё через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом. М. создал методику целесообразного, в зависимости от конкретных условий, организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношений личности и коллектива, самоуправления, формирования обществ. мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перед ним системы перспективных линий, укрепления и развития традиций. Предложил конкретные методики воспитания: метод «создания событий» (воспитат. ситуаций, имеющих поворотное значение), коллективное осуждение, бойкот («педагогический взрыв»), авансирование воспитанников «завтрашней радостью».
М. осуществил беспримерный в педагогич. практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей, создал эффективную социально-педагогич. систему работы с беспризорниками. Сущность своего педагогич. опыта определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Акцентировал воспитание на стимулировании положит. задатков личности («проектирование лучшего в человеке»). В созданных и руководимых М. колониях и коммунах («школы-хозяйства») основой воспитат. процесса выступало передовое сельскохозяйственное, а затем пром. произ-во, базирующееся на высоком уровне науки и техники. У коммунаров вырабатывались умения и навыки коллективного хозяйствования (разновозрастные отряды, советы командиров), осуществлялась новая система экономич. отношений (хозрасчёт, полная самоокупаемость), развивались принципы трудовой морали. Это достигалось благодаря пафосу активно-творческой деятельности («труд – забота»), неразрывной связи обучения с воспитанием, школы с жизнью и трудом, яркими праздниками, ритуалами и традициями, создающими стимулирующий эмоциональный настрой.
М. внёс существенный вклад в теорию семейного воспитания. В «Книге для родителей» (1937, совм. с Г. С. Макаренко) утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Гл. принципом семейной педагогики считал высокие требования родителей к себе, подчёркивал необходимость серьёзного и искреннего тона в отношениях с детьми.
В лит. произведениях [повести «Марш 30 года» (1932), «Флаги на башнях» (1938), «Педагогическая поэма» (ч. 1–3, 1933–36)] на материале собств. опыта показал сложнейшую гамму полнокровного взаимодействия детства и юности с жизнью взрослых, социальной действительностью.
Созданная М. социально-личностная, жизненно ориентированная педагогика актуальна и перспективна. В Москве действуют: Педагогич. музей А. С. Макаренко (основан в 1983, открыт в 1992), штаб-квартира Междунар. ассоциации Макаренко А. С. (создана в 1991). «Макаренковские лаборатории» работают в Полтавском гос. педагогич. ин-те (с 1985), Нижегородском гос. педагогич. ун-те (с 2003); музеи М. открыты в Кременчуге, пос. Подворки, с. Ковалёвка (Полтавская обл.) и др. Лаборатория «Макаренко-реферат» действует при Марбургском ун-те (Германия; основана в 1968 Л. Фрёзе). С 1976 лаборатория издаёт собрание сочинений М. с параллельной публикацией факсимильных текстов и их переводом на нем. яз. (к 1982 вышло 8 книг). Произведения М. изданы на большинстве языков стран Зап. Европы и Азии.