Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СВИРИ́ДОВ ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 551

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СВИРИ́ДОВ Ге­ор­гий Ва­силь­е­вич [3(16).12.1915, Фа­теж Кур­ской губ. – 6.1.1998, Мо­ск­ва], рос. ком­по­зи­тор, нар. арт. СССР (1970), Ге­рой Соц. Тру­да (1975). Из се­мьи поч­то­во­го слу­жа­ще­го. В 1936 в Ле­нин­гра­де окон­чил Центр. муз. тех­ни­кум (класс фп. И. А. Брау­до, класс ком­по­зи­ции М. А. Юди­на). В 1941 окон­чил Ле­нингр. конс. как ком­по­зи­тор (учил­ся у П. Б. Ря­за­но­ва, за­тем у Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча). С 1956 жил в Мо­ск­ве. В 1968–73 1-й сек­ре­тарь прав­ле­ния СК РСФСР.

Как ком­по­зи­тор впер­вые при­об­рёл из­вест­ность цик­лом ро­ман­сов на сти­хи А. С. Пуш­ки­на (1935). В 1930–40-е гг. со­чи­нял в раз­ных жан­рах [муз. ко­ме­дии «Рас­ки­ну­лось мо­ре ши­ро­ко» (1943, Бар­на­ул), «Огонь­ки» (1951, Ки­ев), сим­фо­нич. и ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ные со­чине­ния, му­зы­ка для те­ат­ра и ки­но]. С 1950-х гг. ос­но­вой твор­че­ст­ва С. ста­ла соль­ная во­каль­ная и хо­ро­вая му­зы­ка (а ка­пел­ла и с ин­ст­ру­мен­таль­ным со­про­во­ж­де­ни­ем) – жан­ры кан­та­ты, ора­то­рии, хо­ро­во­го кон­цер­та и др. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных со­чи­не­ний – «По­эма па­мя­ти Сер­гея Есе­ни­на» (1956), «Па­те­ти­че­ская ора­то­рия» (сти­хи В. В. Мая­ков­ско­го, 1959), «Кур­ские пес­ни» (1964, нар. тек­сты и на­пе­вы из экс­пе­диц. за­пи­сей А. В. Руд­не­вой), «Де­ре­вян­ная Русь» (сти­хи С. А. Есе­ни­на, 1966), «Пуш­кин­ский ве­нок» (2-я ред., 1978), «Пес­но­пе­ния и мо­лит­вы» (на ли­тур­гич. тек­сты; 3-я ред., 1997). Для го­ло­са с фп. им на­пи­са­ны по­эмы «Стра­на от­цов» (сти­хи А. Исаа­кя­на, 1950), «От­ча­лив­шая Русь» (сти­хи Есе­ни­на, 1977), во­каль­ные цик­лы на сти­хи М. Ю. Лер­мон­то­ва, А. А. Бло­ка, Р. Бёрн­са и др. Все­на­род­ную по­пу­ляр­ность при­об­ре­ла му­зы­ка к филь­мам «Вре­мя, впе­рёд!» (по ро­ма­ну В. П. Ка­тае­ва, 1966; 1-я сюи­та из му­зы­ки к филь­му – 1968, 2-я – 1977) и «Ме­тель» (по по­вес­ти Пуш­ки­на, 1978).

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков и ве­ду­щих пред­ста­ви­те­лей сти­ле­во­го на­прав­ле­ния «но­вая фольк­лор­ная вол­на». С. по­зи­цио­ни­ро­вал се­бя как рус. ком­по­зи­тор; б. ч. хо­ро­вых и во­каль­ных со­чи­не­ний на­пи­са­на им на сти­хи рус. по­этов, в позд­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва С. об­ра­щал­ся так­же к мо­лит­во­слов­ным цер­ков­но­сла­вян­ским тек­стам (ком­по­зи­тор про­яв­лял ин­те­рес к пра­во­сла­вию). Наи­бо­лее «рус­ская» и уз­на­вае­мая чер­та его муз. сти­ля – гар­мо­ния, в ко­то­рой со­че­та­ют­ся осо­бен­но­сти рас­ши­рен­ной то­наль­но­сти (ак­кор­ды с до­пол­ни­тель­ны­ми кон­ст­рук­тив­ны­ми эле­мен­та­ми, пре­им. как сред­ст­во ко­ло­ри­та; см. Фо­низм) и диа­то­ни­че­ской мо­даль­но­сти. В це­лом муз. язык С. (осо­бен­но­сти фор­мы, го­мо­фон­ный склад с чёт­ко вы­ра­жен­ной ме­ло­ди­ей) ос­та­вал­ся кон­сер­ва­тив­ным, он прин­ци­пи­аль­но иг­но­ри­ро­вал ком­по­зиц. тех­ни­ки аван­гар­ди­стов.

Ле­нин­ская пр. (1960), Гос. пр. СССР (1946, 1968, 1980), Гос. пр. РФ (1994). Награждён орденами Ленина (1965, 1971, 1975, 1985).

Полн. собр. соч. под ред. А. С. Бе­ло­нен­ко с 2001 из­да­ёт­ся Нац. сви­ри­дов­ским фон­дом (вы­шло 9 тт.).

Соч.: Му­зы­ка как судь­ба / Сост. и ком­мент. А. Бе­ло­нен­ко. М., 2002.

Лит.: Г. Сви­ри­дов: Сбор­ник ста­тей и ис­сле­до­ва­ний / Сост. Р. Ле­де­нев. М., 1979; Кни­га о Сви­ри­до­ве: Раз­мыш­ле­ния, вы­ска­зы­ва­ния, ста­тьи, за­мет­ки / Сост. А. Зо­ло­тов. М., 1983; Му­зы­каль­ный мир Г. Сви­ри­до­ва / Сост. А. Бе­ло­нен­ко. М., 1990; Г. Сви­ри­дов: Пол­ный спи­сок про­из­ве­де­ний (но­то­гра­фи­че­ский спра­воч­ник). М.; СПб., 2001.

Вернуться к началу