«НО́ВАЯ ФОЛЬКЛО́РНАЯ ВОЛНА́»
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«НО́ВАЯ ФОЛЬКЛО́РНАЯ ВОЛНА́», стилевое направление в сов. музыке 2-й пол. 1950–80-х гг. Отразило находки совр. муз. фольклористики и новый взгляд на фольклор как средоточие этич. и эстетич. ценностей. Близко некоторым тенденциям в лит-ре того времени (см., напр., Деревенская проза). Стремление постичь традиц. нар. музыку в подлинном виде подвигнуло ряд композиторов к её проф. изучению (Ф. Амиров, Ю. М. Буцко, В. А. Гаврилин, Г. В. Свиридов, Н. Н. Сидельников, В. Тормис, Р. К. Щедрин и др.). Способы творч. претворения фольклора в композиторской музыке – от непосредств. обработки оригинального материала (в кантате «Курские песни» Свиридова тексты и напевы взяты из экспедиц. записей А. В. Рудневой, в хоровом цикле «Эстонские календарные песни» Тормиса – из записей Х. Тампере) до обобщённого использования традиц. нац. форм и стилевых идиом, отличающих нар. музыку от классико-романтич. традиции («Симфонические танцы» П. Б. Ривилиса). Для некоторых композиторов характерно внимание к речевой интонации («Русская тетрадь» Гаврилина), стремление к воспроизведению особенностей бытования жанра (сценич. игровые действа Тормиса); «неточности» нар. исполнения рассматриваются как его органич. свойство. Опираясь на достижения неофольклоризма, композиторы воспроизводят специфику локальных стилей («Свадебные песни острова Кихну» Тормиса, «Семь лакских песен» Ш. Р. Чалаева), расширяют временной диапазон используемого фольклора; происходит взаимопроникновение средств проф. и нар. иск-ва вплоть до их принципиальной неразличимости (напр., у Тормиса).
С «Н. ф. в.» связано широкое распространение исполнительских коллективов (в т. ч. студенческих), ориентированных на наиболее точное воспроизведение локальных фольклорных стилей, включая специфич. приёмы импровизации; образцами послужили пение и инструментальная игра нар. музыкантов – представителей живой традиции.