НЕОФОЛЬКЛОРИ́ЗМ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОФОЛЬКЛОРИ́ЗМ (от нео... и фольклор), направление европ. профессиональной музыки 1-й трети 20 в., органически связанное с опорой на особенности фольклора. Н. развился в рамках общей тенденции к отказу от излишеств позднего романтизма (см. также Неоклассицизм). Внимание композиторов привлекли открытые в ряде стран Европы ранее неизвестные архаич. слои муз. фольклора, не вписывающиеся в нормы классико-романтич. стилистики (узкообъёмные звукоряды, пентатоника, экзотич. ритмы и т. п.). Их использование в традиц. жанрах без прямого цитирования нар. мелодий создавало (часто непреднамеренно) определённый нац. колорит (таковы фп. миниатюры К. Дебюсси, связанные с исп. тематикой). Программными для Н. явились статьи и выступления М. де Фальи и особенно Б. Бартока – композитора и учёного-фольклориста. Собранные в ходе многочисл. экспедиций материалы, собств. творч. опыт позволили ему сделать ряд обобщений о влиянии крестьянского фольклора (в узкоспецифич. смысле) на совр. проф. музыку. Наиболее яркие и последовательные представители Н. – Барток и И. Ф. Стравинский. Для музыки Н. характерна концентрация тех или иных черт фольклора, напр. метрической нерегулярности рус. крестьянской песни (балет с пением «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» Стравинского), специфич. ладомелодических особенностей фольклора тех народов, муз. мышление которых отличается от общеевропейского (сюиты венг. и рум. танцев, араб. фольклор в 3-й части фп. сюиты ор. 14 Бартока). Типичны гармонич. и ритмич. «варваризмы» («Allegro bаrbаrо» для фп. Бартока, балет «Весна священная» Стравинского), свойственные фольклору вариантность развития, «сжатость выражения» (по словам Бартока). В муз. сочинениях этого направления, кроме воспроизведения внешней красочности нар. жизни («Провансальская сюита» Д. Мийо), получили обобщённое воплощение нац. характер («7 испанских песен» де Фальи, 3-я соната для скрипки и фп. Дж. Энеску), язык (балет с пением «Свадебка» Стравинского, опера «Енуфа» Л. Яначека), этика («Венгерский псалом» для тенора, хора и оркестра З. Кодая). Н. взаимодействует с импрессионизмом («Испанская рапсодия» М. Равеля, «Иберия» К. Дебюсси), неоклассицизмом («Бразильские бахианы» Э. Вила-Лобоса).
Обогащение муз. языка путём использования элементов архаич. фольклора в значит. степени свойственно сов. музыке 1960–80-х гг.; соответствующее направление принято обозначать термином «новая фольклорная волна».