Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕОФОЛЬКЛОРИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 449-450

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Фраёнова

НЕОФОЛЬКЛОРИ́ЗМ (от нео... и фольк­лор), на­прав­ле­ние ев­роп. про­фес­сио­наль­ной му­зы­ки 1-й тре­ти 20 в., ор­га­ни­че­ски свя­зан­ное с опо­рой на осо­бен­но­сти фольк­ло­ра. Н. раз­вил­ся в рам­ках об­щей тен­ден­ции к от­ка­зу от из­ли­шеств позд­не­го ро­ман­тиз­ма (см. так­же Не­оклас­си­цизм). Вни­ма­ние ком­по­зи­то­ров при­влек­ли от­кры­тые в ря­де стран Ев­ро­пы ра­нее не­из­вест­ные ар­ха­ич. слои муз. фольк­ло­ра, не впи­сы­ваю­щие­ся в нор­мы клас­си­ко-ро­ман­тич. сти­ли­сти­ки (уз­ко­объ­ём­ные зву­ко­ря­ды, пен­та­то­ни­ка, эк­зо­тич. рит­мы и т. п.). Их ис­поль­зо­ва­ние в тра­диц. жан­рах без пря­мо­го ци­ти­ро­ва­ния нар. ме­ло­дий соз­да­ва­ло (час­то не­пред­на­ме­рен­но) оп­ре­де­лён­ный нац. ко­ло­рит (та­ко­вы фп. ми­ниа­тю­ры К. Де­бюс­си, свя­зан­ные с исп. те­ма­ти­кой). Про­грамм­ны­ми для Н. яви­лись ста­тьи и вы­сту­п­ле­ния М. де Фа­льи и осо­бен­но Б. Бар­то­ка – ком­по­зи­то­ра и учё­но­го-фольк­ло­ри­ста. Со­б­ран­ные в хо­де мно­го­числ. экс­пе­ди­ций ма­те­риа­лы, собств. творч. опыт по­зво­ли­ли ему сде­лать ряд обоб­ще­ний о влия­нии кре­сть­ян­ско­го фольк­ло­ра (в уз­ко­спе­ци­фич. смыс­ле) на совр. проф. му­зы­ку. Наи­бо­лее яр­кие и по­сле­до­ва­тель­ные пред­ста­ви­те­ли Н. – Бар­ток и И. Ф. Стра­вин­ский. Для му­зы­ки Н. ха­рак­тер­на кон­цен­тра­ция тех или иных черт фольк­ло­ра, напр. мет­ри­че­ской не­ре­гу­ляр­но­сти рус. кре­сть­ян­ской пес­ни (ба­лет с пе­ни­ем «Бай­ка про Ли­су, Пе­ту­ха, Ко­та да Ба­ра­на» Стра­вин­ско­го), спе­ци­фич. ла­до­ме­ло­ди­че­ских осо­бен­но­стей фольк­ло­ра тех на­ро­дов, муз. мыш­ле­ние ко­то­рых от­ли­ча­ет­ся от об­ще­ев­ро­пей­ско­го (сюи­ты венг. и рум. тан­цев, араб. фольк­лор в 3-й час­ти фп. сюи­ты ор. 14 Бар­то­ка). Ти­пич­ны гар­мо­нич. и рит­мич. «вар­ва­риз­мы» («Allegro bаrbаrо» для фп. Бар­то­ка, ба­лет «Вес­на свя­щен­ная» Стра­вин­ско­го), свой­ст­вен­ные фольк­ло­ру ва­ри­ант­ность раз­ви­тия, «сжа­тость вы­ра­же­ния» (по сло­вам Бар­то­ка). В муз. со­чи­не­ни­ях это­го на­прав­ле­ния, кро­ме вос­про­из­ве­де­ния внеш­ней кра­соч­но­сти нар. жиз­ни («Про­ван­саль­ская сюи­та» Д. Мийо), по­лу­чи­ли обоб­щён­ное во­пло­ще­ние нац. ха­рак­тер («7 ис­пан­ских пе­сен» де Фа­льи, 3-я со­на­та для скрип­ки и фп. Дж. Энес­ку), язык (ба­лет с пе­ни­ем «Сва­деб­ка» Стра­вин­ско­го, опе­ра «Ену­фа» Л. Яна­че­ка), эти­ка («Вен­гер­ский пса­лом» для те­но­ра, хо­ра и ор­ке­ст­ра З. Ко­дая). Н. взаи­мо­дей­ст­ву­ет с им­прес­сио­низ­мом («Ис­пан­ская рап­со­дия» М. Ра­ве­ля, «Ибе­рия» К. Де­бюс­си), не­оклас­си­циз­мом («Бра­зиль­ские ба­хиа­ны» Э. Ви­ла-Ло­бо­са).

Обо­га­ще­ние муз. язы­ка пу­тём ис­поль­зо­ва­ния эле­мен­тов ар­ха­ич. фольк­ло­ра в зна­чит. сте­пе­ни свой­ст­вен­но сов. му­зы­ке 1960–80-х гг.; со­от­вет­ст­вую­щее на­прав­ле­ние при­ня­то обо­зна­чать тер­ми­ном «но­вая фольк­лор­ная вол­на».

Лит.: Фа­лья М. де. Ста­тьи о му­зы­ке и му­зы­кан­тах. М., 1971; Б. Бар­ток: Сб. ст. М., 1977; Зем­цов­ский И. И. Фольк­лор и ком­по­зи­тор. Л.; М., 1978; Го­ло­вин­ский Г. Л. Ком­по­зи­тор и фольк­лор. М., 1981.

Вернуться к началу