ГАВРИ́ЛИН ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАВРИ́ЛИН Валерий Александрович (17.8.1939, Вологда – 27.1.1999, C.-Петербург), рос. композитор, нар. арт. РСФСР (1985). В 1950–53 воспитывался в детском доме в дер. Ковырино под Вологдой. В 1964 окончил Ленингр. конс. как композитор (класс О. А. Евлахова) и музыковед (класс Ф. А. Рубцова). Наиболее близким по духу совр. композитором считал Г. В. Свиридова. В 1960-х гг. представитель новой фольклорной волны. Созданный в 1965 вокальный цикл «Русская тетрадь» (на нар. тексты, собранные автором в фольклорных экспедициях) получил всенародное и офиц. признание (Гос. пр. РСФСР, 1967). Успеху камерных сочинений способствовала З. А. Долуханова, её исполнительские интерпретации композитор считал совершенными. На основе музыки к спектаклю «Через 100 лет в берёзовой роще» В. В. Коростылёва (Театр им. Ленсовета, 1967) создал в том же году ораторию-действо «Скоморохи» для солистов, мужского хора, балета и оркестра. После премьеры (1974, Ленинград) оратория была запрещена (в «скоморошьей» теме власти усмотрели непозволительные намёки); возобновлена на сцене в 1987 (Москва). Вокально-симфонич. поэма «Военные письма» (для двух солистов, смешанного и детского хоров и оркестра, на тексты А. А. Шульгиной, 1974, 2-я ред. 1995), сочетающая черты оратории и театрального представления, – одно из лучших отеч. муз. сочинений на воен. тему. В 1970-е гг. Г. продолжал с успехом работать в жанре вокального цикла («Вечерок» на стихи Г. Гейне, Шульгиной и собственные, 1975; «Немецкая тетрадь» № 2, на стихи Гейне, 1972; «Земля», на стихи Шульгиной, 1974). Вершина творчества Г. – «Перезвоны. По прочтении В. М. Шукшина» (слова народные, Шульгиной и собственные, для большого хора, солистов, гобоя и ударных, 1982; Гос. пр. СССР, 1985). Это масштабное произведение автор определил как «хоровую симфонию-действо», которое «должно передавать душевную жизнь народа через судьбу одного человека»; его центральные образы – «дорога, путь, река жизни». Г. – автор музыки к 40 драматич. спектаклям (режиссёры Г. А. Товстоногов, М. А. Ульянов, Л. А. Додин, З. Я. Корогодский), к 11 кинофильмам. На музыку Г. поставлены телебалеты «Анюта» (по А. П. Чехову, 1982; впервые на сцене поставлен в 1986 в Неаполе, с 1986 шёл на сцене моск. Большого театра), «Дом у дороги» (по А. Т. Твардовскому, 1984; оба – постановщик В. В. Васильев), «Женитьба Бальзаминова» (по А. Н. Островскому, 1989), в Ленингр. театре совр. балета – балет «Подпоручик Ромашов» (по повести А. И. Куприна «Поединок», 1986; постановщик Б. Я. Эйфман). В произведениях Г. органично сочетаются черты рус. крестьянского и гор. фольклора (обнаруживаются в мелодике, жанровой системе; цитирование Г. не применял) и традиций европ. проф. музыки (мастерское, но умеренное применение контрапункта, использование расширенной тональности).